Старая страничка Антона Икрянникова
[ Почему старая? ]   [ А где новая? ]

 

Тебя сосчитали!
Счётчик

«Штандарт» готовится к выходу

Так случается с царями. Свой у каждого каприз.
Юный герцог Вюртембергский вышивал по шёлку чисто.
Обучался танцам кесарь. Логике — испанский принц.
Плотник Пётр Алексеев строить корабли учился.

Р.Рождественский

В середине апреля я в составе калужской сборной команды «Что? Где? Когда?» ездил в Петербург, для участия в турнире на Кубок Губернатора. (Кстати, можете поздравить нас с шестым местом -- из 115 участников). Должен сказать, что город мне очень нравится -- ещё с прошлого года, когда я побывал там впервые; так что впечатления от поездки -- прекрасные. Правда, я не успел всего, что намечал (например, так и не успел зайти ни в Артиллерийский музей, ни в Военно-Морской). Но зато организаторы турнира -- за что им большое спасибо -- включили в «культурную программу» экскурсию на фрегат «Штандарт».

Увы, экскурсия вышла довольно короткой -- её неосмотрительно устроили почти перед самой финальной игрой турнира, -- но я всё-таки посмотрел и расспросил, что успел. Правда, диктофона у меня не было, а записная книжка, которую держишь на весу -- не самый удобный «носитель информации», поэтому заранее прошу извинить, если я что-то забыл, исказил или спутал.

Итак, начну с самого начала. 28-пушечный фрегат «Штандарт», построенный Петром I после Великого Посольства, вершина кораблестроительного искусства тех лет, считается «отцом» российского военно-морского флота. Но после смерти Петра, в суматохе борьбы за власть, о нём позабыли, и он просто-напросто сгнил на якоре. Впоследствии Екатерина II приказала восстановить фрегат, но и это было забыто -- уже из-за смерти Екатерины. И только в ноябре 1994 года группа питерских энтузиастов взялась наконец за его постройку. Что ж, лучше поздно, чем никогда...

Чертежей самого «Штандарта», к сожалению, не сохранилось. Но используя чертежи его «систершипов», хранящиеся в Морском музее, старинные рисунки и гравюры, помощь историков, удалось воссоздать облик корабля максимально точно. Хотя кое-что пришлось и домысливать -- например, совершенно неизвестно, какова была обстановка капитанской каюты, её восстанавливали «из общих соображений». Есть и чистая «самодеятельность»: в трюме, где в петровские времена хранились запасы ядер и пороха, будет теперь машинное отделение и каюты для команды. А ещё, если приглядеться к резным фигурам русалок на релингах, можно заметить, что их лица напоминают женщин, участвующих в постройке корабля.

Постройка, кстати, уже почти завершена. Осталось закончить рангоут (поставить крюйс-стеньги и навесить реи) с такелажем -- и останутся только отделочные работы. 27 мая уже предполагается участие фрегата в Дне Города, а на 10 июня намечен выход в первое морское плавание. Тут же, на фальшборте главной палубы, висит и карта этого плавания: от Петербурга до Бреста во Франции, с заходом в порты Польши, Скандинавии, Германии... Как я понял, планируется участие «Штандарта» в ряде морских праздников, проходящих в этих городах.

Фрегат строится в первую очередь как учебное судно, но в первое плавание пойдёт с командой строителей. Они вполне заслужили это, проделав такую работу.

-- Когда мы начинали, нас было всего четверо, -- рассказывает Юля, наш экскурсовод, которую мне представили как «бывшую здесь с самого начала». -- Сейчас в нашей постоянной команде около сорока человек. Но большую часть работ выполняют добровольцы. У нас работает множество людей, от семи до семидесяти лет. Поначалу было сложно, здесь много физической работы. Очень трудно, например, вручную вытёсывать брусья из дубовых стволов...

Из дубовых брусьев построен набор фрегата. Обшивка сделана из лиственницы. Примечательно, что лиственница взята из Линдуловской рощи, посаженной Петром именно для нужд российского кораблестроения. Не менее примечательна и история с дубами.

-- Когда общественная организация начинает строить корабль, нужны либо большие деньги, либо большие знакомства, а ещё -- ряд счастливых случайностей, -- говорит Юля. Вот одна из таких случайностей: по неизвестной до сих пор причине в Таврическом парке, а потом и в нескольких других парках города прямо на корню засохли дубы. И их стволы удалось получить для строительства корабля.

К сожалению, я не догадался спросить про сосны, из которых сделан рангоут, и липу, пошедшую на резные украшения: наверняка у них тоже своя занимательная история...

Впрочем, своя история здесь у каждой вещи. Например, на главной (она же пушечная) палубе стоит самая настоящая старинная пушка. Её подарила «Штандарту» некая английская семья, решившая таким экзотическим способом отметить годовщину своей свадьбы. Выстрелами из этой пушки отмечаются праздничные для команды события. «Только не слишком часто, у нас под боком выставка «Ленэкспо», не хотим её разбомбить» -- шутит Юля.

Пушка -- не единственный подарок кораблю. Например, два дизельных двигателя подарены фирмой «Вольво». Конечно, на петровском «Штандарте» дизелей не было, но по современным нормам безмоторное судно считается «малоуправляемым», и ему просто не разрешат морские плавания. Впрочем, двигатели всё равно предполагается использовать только в случае необходимости; основным движителем остаются паруса. Точно так же наличие спутникового навигационного оборудования (тоже, видимо, чьего-то подарка) не отменит определения координат «по старинке», с помощью секстана.

Ещё один подарок -- такелаж. Он достался от голландских единомышленников, воссоздавших судно «Батавия» (к сожалению, я не сообразил уточнить, что это за судно). Такелаж из синтетических тросов -- они и дешевле, и прочнее пеньковых канатов, -- но сверху всё же «замаскирован» пенькой.

Помогают строительству не только подарками и добровольной работой, но и деньгами: кто-то за рекламу, а кто и просто так. В числе меценатов -- даже правительства Англии и Голландии. А вот российские власти, как ни удивительно, относятся к проекту более чем прохладно. Я даже слышал краем уха, что у команды хотят отнять помещение... (Хотя чему тут удивляться: история, как ни жаль, вполне обычная в нашей стране).

Впрочем, никто не унывает: некогда унывать, работать надо! Тем более, что работы хвататет. На верфи «Петровское адмиралтейство» близ Смольного построен целый парусный флот, пусть и небольшой. Есть в нём копия ботика Петра -- причём построенная «честно», по старинным технологиям, а не склеенная на эпоксидной смоле, как петрозаводская. Построены несколько судов меньшего размера: два яла (четырёх- и шестивёсельный), гичка, сойма, прам... Заложена яхта «Royal Transport», которая «в прошлой жизни» была подарена Петру Вильгельмом III Оранским -- известная, кстати, тем, что была первым судном со штурвальным колесом. В плане -- постройка ещё одной гички для участия в международной программе Atlantic Challenge. Словом, дел и планов -- громадьё, скучать не приходится.

В проект «Штандарт» приглашаются все желающие. Любой, кто захочет участвовать в проекте, получает рабочее место, инструмент, поддержку и обучение. Большинство членов команды впервые появились на верфи именно в качестве таких добровольных помощников.

Кроме того, любой человек может стать участником обучающих программ. Всё обучение -- бесплатное. Здесь и теория (теоретические основы навигации, шлюпочного и такелажного дела), и выходы на лодках, и, конечно же, кораблестроение. После постройки «Штандарта» будут и дальние морские походы, в перспективе даже кругосветное плавание.

...Неожиданно меня потянули за плечо: «Антон, пора, на финал опоздаем!». Пришлось уходить, не успев расспросить обо всём, что хотелось. Но думаю, мы все ещё не раз услышим о «Штандарте» и о других успехах энтузиастов из «Петровского адмиралтейства».

P.S. Подробнее обо всём этом и многом другом можно узнать на Интернет-сайте проекта по адресу http://www.shtandart.ru.


P.S. «Штандарт» вышел в первое морское плавание 25 июня 2000 года.

Written in Aditor (c) Создание и оформление странички: ----- LT -----

Последнее обновление: 13 июня 2001 года




Команда «АГА», КалугаФотоприколы в чистом виде - pricolfoto.ucoz.ruГраффити и стрит-арт - graffitiplus.ucoz.ruМоря и реки, горы и леса, деревья и цветы, звери и птицы — на сайте fotopriroda.ucoz.ruOn-line игра DarkSwords. Лига наёмников.Каталог психологических сайтов калужской области
[ Интернет-дневник Антона Икрянникова ] [ О курении без фанатизма ]