Тут кое-что может быть непонятным для «непосвященного»... :-)
Поэтому на всякий случай поясню: ВПК -- это В.П.Крапивин,
ТС -- «Та Сторона» (альманах клуба «Лоцман»),
Славка Семибратов -- герой книги Крапивина «Трое с площади
Карронад». «Ушибленные одиночеством» -- термин из
одноимённой статьи Сергея Лукьяненко, посвящённой любителям книг Крапивина.
Некоторые мысли о песне вообще и об авторской в частности
Мысль первая
Авторская песня и книги Крапивина
Не так давно в личной переписке мне задали вопрос: «Практически все люди,
которым нравятся книги ВПК, любят авторскую песню -- откуда такой
феномен?». Вопрос, в общем-то, был риторическим, но мне захотелось ответить.
Как мне кажется, первопричина -- потребность в коллективе, которая
есть у каждого человека. Коллектив (отряд, экипаж, компания) из таких, которые
описаны у ВПК, достаётся далеко не каждому. Поэтому человек ищет (возможно,
неосознанно) всё, что может ему в этом отношении помочь. Вот здесь очень ко
двору приходятся крапивинские книги -- для кого-то как «руководство к
действию», для кого-то -- как возможность хотя бы помечтать, порадоваться
за других, пусть эти другие -- только книжные герои. Для «ушибленных
одиночеством» (которых, думаю, на свете всё-таки немало) эти книги --
как отдушина, как для заключённого -- возможность если не выйти на волю,
то хотя бы посмотреть на неё. (Сравнение, возможно, не самое удачное, но
другого подобрать не смог). Да и для тех, кому повезло с друзьями, такие книги
не будут чужими.
А ведь авторская песня в большинстве случаев -- это песня
коллективная. В основном её поют не на концертах со сцены, а в небольших
компаниях, когда «гитара и песня по кругу», когда любого человека, пусть до
сих пор и незнакомого, принимают без возражений и даже с радостью, и он
чувствует себя «своим» здесь. Очень помогает этому, когда совершенно
незнакомые люди вдруг начинают подпевать твоим любимым песням -- ведь
каждая песня для тебя очень много значит, и ты чувствуешь, что между тобой и
этими людьми, оказывается, немало общего. А полутемнота (при костре или
свечах) помогает раскрепоститься, высунуться из своей «любимой» скорлупы,
раскрыть душу...
Конечно, сама по себе такая общность -- ещё не коллектив, до
настоящего коллектива ей -- как до звезды небесной, но
эмоционально очень похоже:
Чужак решит: поёт нестройный хор.
Простим его -- чужак не понимает,
Что мы ведём душевный разговор,
Душевней разговора не бывает.
|
Конечно, это только моё мнение. К тому же я судил по себе, а у кого-то
другого всё может быть совсем иначе. Но в основном, думаю, я прав: авторская
песня и книги Крапивина означают для многих людей очень похожие вещи.
Мысль вторая
Cовременная музыка и разница вкусов
В одном из интервью Владиславу Петровичу (ТС N4) задали вопрос о его
отношении ко многим современным певцам. Он ответил: «Я абсолютно равнодушен к
современной музыке. В том числе и к Цою, и к Талькову».
Впоследствии в ТС N7 появилась заметка А.Ямпольской, где этот ответ был
назван «до оторопи неожиданным». «Ведь близость миров, выстраиваемых
обоими художниками (Цоем и ВПК -- А.И.), несомненна и очевидна».
Но для меня, например, никакой неожиданности и тем более «оторопи» в этом
ответе не было. Да, «близость миров» есть, у Ямпольской это показано довольно
убедительно. Но разве это автоматически означает любовь к песням, к музыке?
Любое произведение (книга, стихотворение, песня, картина, скульптура)
воспринимается человеком двояко: во-первых, рассудком, а во-вторых, эмоциями.
И для музыкальных произведений (в частности, песен) эмоциональная
составляющая имеет очень большое, часто даже решающее значение. А зависит она
не только и даже порой не столько от «близости миров». На эмоции огромное
влияние оказывает такая вещь, как первое впечатление. А оно формируется прежде
всего в детстве и юности, когда человек наиболее обучаем, восприимчив,
впечатлителен, когда он только познаёт мир, решает для себя, кто друг и кто
враг, что достойно любви, а что -- равнодушия.
А в более зрелом возрасте человек поневоле становится консерватором.
Произвести на него впечатление уже куда труднее. И вполне естественно, что
человек в возрасте Владислава Петровича реагирует на новую для него музыку не
столь ярко, как молодёжь.
Да и не только в возрасте, может быть, дело. Для меня, например (позвольте
уж, я опять буду судить по себе), вся современная музыка долгое время была,
как бы сказать, чуждой. Дело в том, что я рос, можно сказать, на ножах с
окружающим миром (почти как Славка Семибратов в усть-каменской школе). Поэтому
та музыка, которая в «окружающем мире» считалась модной и современной, мной
воспринималась, как «культура классового врага». И если, скажем, «Машину
времени» я сумел спустя годы открыть для себя и полюбить, то большинство
других групп и певцов так и остались для меня в лучшем случае «авторами одной
песни». Из того же Цоя я до сих пор знаю --
и люблю -- только «Звезду».
А бывает и наоборот. Среди моих знакомых есть такие, кто с удовольствием
слушает малоинтересные мне песни, а вот к моим любимым (в том числе и
крапивинским) равнодушен. Причём это такие люди, которых я никак не могу
назвать врагами.
Вообще, отношение к той или иной области искусства (в том числе и
песенного) для каждого человека зависит от многих факторов, иные из которых он
и сам не осознаёт. Поэтому, чтобы не испытывать лишний раз «оторопи»,
лучше просто понять нехитрую вещь: о вкусах не спорят. У каждого есть право любить
или не любить что угодно.
Мысль третья
Авторская песня и другие жанры
Эта мысль родилась как ответ на статью Криса Акаяки «Нам песня плакать и
ныть помогает» (ТС N14) и подобные ей рассуждения о проникновении в репертуар
КСП песен из других жанров. Дело в том, что я, в отличие от авторов
большинства таких рассуждений, не склонен считать этот факт непременно
отрицательным.
Крис в своей статье пишет:
«Всё чаще в репертуарах клубов, отрядов и т.д. появляются песни из других
стилей: "undeground", "heavy metal" и пр. Грустно это. Понятно, что для
определённой категории людей рок является гораздо более близким способом
выражения своих мыслей и излияния своей пассионарной энергии, но как поёт один
малоизвестный бард -- "Важно, чтоб для души, /А не только для горла."»
Неужели рок -- это обязательно «для горла»?
Скажу честно, я не особенно разбираюсь в музыкальных стилях, особенно
современных (вряд ли отвечу, чем отличается рок от джаза и оба
они -- от панка), но, скажем, любимая мной «Машина
Времени» -- это совершенно точно рок (подтверждено знающими
людьми). Или «Дом в горах», «Пианист», «Разговор в
поезде», «Памяти Высоцкого» -- это песни
«только для горла»? И не только «МВ»: разве нельзя найти
ничего для души (без кавычек!) в «Звезде по имени Солнце» (Кино),
«Осени» (ДДТ), «Человеке без имени» (Наутилус)? Да что там!
Ведь даже «Белая гвардия», чью «Голубую стрелу» сам Крис заслуженно
включает в список «монументальных» песен -- это тоже рок-группа.
Понимаю, когда-то у меня самого слово «рок» вполне однозначно
ассоциировалось с музыкой, приближающейся по громкости к болевому порогу, а
по звучанию -- к циркулярной пиле пополам с паровым молотом. Но это же
было давно, когда мне ещё пятнадцати не было. С тех пор я давно обнаружил, что
рок року рознь (даже не учитывая «манеру исполнения»).
Теперь по поводу «эстрады».
«Мне подчас бывает интересно, слыша какую-нибудь незнакомую песню в
системе, а это что -- эстрада, или таки тоже авторская песня?»
Скажите: Рождественский, например -- это бард? Вряд ли; обычно песни
на его стихи причисляют именно к эстрадным. Однако «Ребята, которых нет»
часто поются наравне с «Трубачами» Берковского-Сухарева или «Маленькими
барабанщиками» Крапивина (кстати, а Крапивин --
бард? :-). И «Есть только миг» Дербенева-Зацепина, и
«Тёмная ночь» Агапова-Богословского, и десятки других хороших
песен -- всё это явная эстрада, но и на кругу совершенно
не кажутся «инородными элементами». И таких очень много. А есть и такие, где
жанр вообще трудноопределим: скажем, Пахмутова -- это эстрада или АП?
Да и, в конце концов, стоит ли брать на себя функцию советского Минкультуры
(определять: эта песня хорошая, а эта -- идеологически вредная,
ибо -- классово чуждый жанр)? Песни, которые тебе понравятся, которые не
стыдно исполнить в кругу у костра, можно найти в любом жанре или стиле. Другое
дело, что где-то их больше, где-то меньше, а где-то так мало, что и искать не
стоит. Например, я вполне согласен с Крисом, что «Е.Летов и иже с
ним» -- это большая «навозная куча», где найти
«жемчужное зерно» практически невозможно. Но уж рок и эстрада в этом смысле
являются далеко не худшими кандидатами. |