|
|
Русская вера
Когда Спаситель пришел в
дом Марфы, она стала хлопотать по хозяйству, а
сестра ее Мария сидела у ног Спасителя и внимала
Ему. Марфа посетовала, что сестра бездельничает,
но Христос сказал: "Ты заботишься и суетишься о
многом, Марфа. А одно только нужно: Мария же
избрала благую часть, которая не отнимется у
нее" (Лк., 10, 38-42). Розанов пишет: "Будем
молиться, чтоб вера никогда не была отнята у нас,
и не будем сожалеть, что наши суетливые сестры
так много успели сделать". Сестры у Розанова -
это католицизм и протестантизм, в советском
проекте - Запад.
Вместо понятных мотивов социального поведения
была вера, уже утерявшая свой объект. Вера не во
что-нибудь, а вера просто, вера как состояние
души. "Зато люди верили!" - это говорилось
серьезно, и это пародируется в масскультовых
фильмах про "золото партии" - там эту фразу
произносит пожилой цековский ворюга. Масскульт
еще раз сыграл свою позитивную роль.
Вот длинная-предлинная, но нужная цитата из
Розанова ("Легенда о Великом Инквизиторе Ф. М.
Достоевского", глава XXI). Розанов доказывает,
что христианская истина, дух Евангелия,
сохранился только в православии. Вот как он это
делает, признавая одновременно и
"неизъяснимое величие католицизма", и
"все плоды протестантизма":
"Ничего у нас нет, ни высоких подвигов, ни
блеска завоеваний умственных, ни замыслов
направить пути истории. Но вот перед вами бедная
церковь... Войдите в нее и прислушайтесь к
нестройному пению дьячка и какого-то мальчика,
Бог знает откуда приходящего помогать ему. Седой
высокий священник служит всенощную. Посреди
церкви, на аналое, лежит образ, и неторопливо
тянутся к нему из своих углов несколько стариков
и старух. Всмотритесь в лица всех этих людей,
прислушайтесь к голосу их. Вы увидите, что то, что
уже утеряно всюду, что не приходит на помощь
любви и не укрепляет надежду, - вера - живет в этих
людях. То сокровище, без которого неудержимо
иссякает жизнь, которого не находят мудрые,
которое убегает от бессильно жаждущих и
гибнущих, - оно светится в этих простых сердцах; и
те страшные мысли, которые смущают нас и тяготят
мир, очевидно, никогда не тревожат их ум и
совесть. Они имеют веру и с нею надеются, при ее
помощи любят.
С этим покоем сердца, с этою твердостью жизни
могут ли сравниться экзальтация протестантизма
и всемирные замыслы великой и гибнущей церкви?
(т.е. католицизма. - Д. Д.)".
Перечитываю эти проникновенные строки, и тошнота
подкатывает к горлу. Все здесь лицемерие и ложь,
от первого до последнего слова. Но какая
обаятельная ложь, какое могучее лицемерие!
Как и в знаменитых словах Победоносцева о
живущем в глухих местах темном русском народе,
который не понимает решительно ничего ни в
словах церковной службы, ни даже в "Отче
наш". Но это смиренное признание - паче
гордости. Потому что дальше Победоносцев
говорит, что зато во всех этих невоспитанных умах
воздвигнут, как это было в Афинах, алтарь
Неведомому Богу.
То, что требует специального доказательства,
доказывается лирически - даже эстетически.
Ритмом фразы, составленной из смиренногордых
словес.
Нестыковка
Значит, ни подвигов, ни
блеска умственных завоеваний, ни замыслов
направить пути истории? Брешешь, Василь Васильич.
И подвиги были - военные, гражданские и духовные, -
и умственный блеск тоже был - взять хоть тебя
самого.
А завоевания территориальные и есть
осуществленный замысел "направить пути
истории". Перед фактом этого осуществления все
слова о нежелании - ничто, глупая попытка
оправдаться. Я не хотел, оно само... Но, как давно
доказали психоаналитики, любая причина
опоздания или неявки на любовное свидание - от
автомобильной пробки до сломанной ноги - есть
проявление неосознанного, но решительного
нежелания прийти: "угас костер желаний". И
наоборот: если ты вдруг совершенно случайно
оказался под заветным окном - значит, хотел,
жаждал, стремился - и пришел, никуда не делся. Цена
словесным объяснениям и обоснованиям - грош.
Важно не то, что ты говоришь, а то, что ты делаешь:
тут реализация твоих настоящих намерений, порой
скрытых от тебя самого.
Именно в этой скромности (не было, не было у нас
никаких глобально-миссионерских замыслов!) и
залог, и желание направить весь мир по пути
истинному под собственным руководством. Вполне
сознательно и лицемерно припрятанное желание,
осуществленное в русско-советских
геополитических играх.
Но и самокритика тоже составляет часть русского
проекта:
"Наше общество, идущее вперед без преданий,
недоразвившееся ни до какой религии, ни до какого
долга и, однако, думающее, что оно переросло уже
всякую религию и всякий долг, широкое лишь
вследствие внутренней расслабленности...". Это
у Розанова в той же "Легенде...", но в главе VI.
Глупо пытаться сопоставлять цитированный выше
панегирик русскому православию и эти слова о
религиозном недоразвитии. Объяснить можно что
угодно - например, поговорить про народную веру и
интеллигентское безверие и т.п. или сказать, что в
начале книги автор может думать так, а в конце, по
миновании целых пятнадцати глав, - этак... И что
вообще это не учебник русскости, а Розанов,
текучий и парадоксальный.
Конечно же, учебник. Потому что показывает нам
основу русского проектирования: заведомую
нестыковку деталей и блоков как конструктивный
принцип. Проповедь пастушеского быта среди
фабричной реальности - вот отмеченная Розановым
черта нашего национального проектирования.
Поэтому можно смело брать отовсюду - отчаянное
сопротивление "мозаичной культуре", этому
петровско-реформаторско-западническому
принципу, лишь показывает, как глубоко принцип
укоренился - и превратился в способ построения
проектов.
|