В.В. Розанов
Последние листья. 1916 год
Ныне хорошо известны книги Василия Васильевича Розанова , среди них “Уединенное”, “Опавшие листья” (короб первый и второй) , составившие его необычайную трилогию. В 1994 году впервые издано “Мимолетное. 1915 год”, печатались фрагменты из “Мимолетного 1914 год” , из “Сахарны” (1913). Но вот о книге Розанова “Последние листья . 1916 год” в розановедении не было слышно. Считалось, что записи не сохранились . Но история вновь подтвердила, что “рукописи не горят”.Публикация и комментарии А.Н.Николюкина.
Корректировал С.Ю.Ясинский
3.I.1916
Неумная, пошлая, фанфаронная комедия.
Не очень “удавшаяся себе”.
Её “удача” произошла от множества очень удачных
выражений. От остроумных сопоставлений. И вообще
от множества остроумных подробностей.
Но, поистине, лучше бы их всех не было. Они закрыли
собою недостаток “целого”, души. Ведь в “Горе от
ума” нет никакой души и даже нет мысли. По
существу это глупая комедия, написанная без темы
“другом Булгарина” (очень характерно)...
Но она вертлява, игрива, блестит каким-то
“заимствованным от французов” серебром
(“Альцест и Чацкий”
10.I.1916
Темный и злой человек, но с ярким до
непереносимости лицом, притом совершенно нового
в литературе стиля. (resume о Некрасове)
В литературу он именно “пришел”, был
“пришелец” в ней, как и в Петербург “пришел”, с
палкою и узелком, где было завязано его
имущество. “Пришел” добывать, устроиться,
разбогатеть и быть сильным.
Он, собственно, не знал, как это “выйдет”, и ему было совершенно все равно, как “выйдет”. Книжка его “Мечты и звуки”
2, – сборник жалких и льстивых стихов к лицам и событиям, показывает, до чего он мало думал быть литератором, приноровляясь “туда и сюда”, “туда и сюда”. Он мог быть и слугою, рабом или раболепным царедворцем – если бы “вышло”, если бы продолжалась линия и традиция людей “в случае”.3.На куртаге случилось оступиться, –
Изволили смеяться...
Упал он больно, встал здорово.
Был высочайшею пожалован улыбкой
Все это могло бы
случиться, если бы Некрасов “пришел” в
Петербург лет на 70 ранее. Но уже недаром он
назывался не Державиным, а Некрасовым. Есть
что-то такое в фамилии. Магия имен...
Внутренних препон “на куртаге оступиться” в
нем не было никаких: и в Екатерининскую эпоху, в
Елизаветинскую эпоху, а лучше всего – в эпоху
Анны и Бирона он, в качестве 11-го прихлебателя у
“временщика”, мог бы на иных путях и иными
способами сделать ту “счастливую фортуну”,
какую лет 70 “после” ему приходилось сделать, и
он сделал естественно уже совершенно другими
способами.
Как Бертольд Шварц – черный монах – делая
алхимические опыты, “открыл порох”, смешав
уголь, селитру и серу, так, марая разный
макулатурный вздор Некрасов написал одно
стихотворение “в его насмешливом тоне”, – в том
знаменитом впоследствии “некрасовском
стихосложении”, в каком написаны первые и лучшие
стихи его, и показал Белинскому, с которым был
знаком и обдумывал разные литературные
предприятия
5.Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан
Но суть в том, что он был совершенно нов и совершенно “пришелец”. Пришелец в “литературу” еще более, чем пришелец “в Петербург”. Как ему были совершенно чужды “дворцы” князей и вельмож, он в них не входил и ничего там не знал, так он был чужд и почти не читал русской литературы; и не продолжил в ней никакой традиции. Все эти “Светланы”, баллады, “Леноры”, “Песнь во стане русских воинов”
6 были чужды ему, вышедшему из разоренной, глубоко расстроенной и никогда не благоустроенной родительской семьи и бедной дворянской вотчины. Сзади – ничего. Но и впереди – ничего. Кто он? Семьянин? Звено дворянского рода (мать – полька)? Обыватель? Чиновник или вообще служитель государства? Купец? Живописец? Промышленник? Некрасов-то? Ха-ха-ха...(прервал, вздумав переделать на фельетон.
См. фельетон)
716.I.1916
Я не хотел бы читателя, который меня “уважает”. И
который думал бы, что я талант (да я и не талант).
Нет. Нет. Нет. Не этого, другого.
Я хочу любви.
Пусть он не соглашается ни с одной моей мыслью
(“все равно”). Думает, что я постоянно ошибаюсь.
Что я враль (даже). Но он для меня не существует
вовсе, если он меня безумно не любит.
Не думает только о Розанове. В каждом шаге своем.
В каждый час свой.
Не советуется мысленно со мной: “Я поступлю так,
как поступил бы Розанов”. “Я поступлю так, что
Розанов, взглянув бы, сказал – да”.
Как это возможно?
Я для этого и отрекся с самого же начала от
“всякого образа мыслей”, чтобы это было
возможно! (т.е. я оставляю читателю всевозможные
образы мыслей). Меня – нет. В сущности. Я только –
веяние. К вечной нежности, ласке,
снисходительности, прощению. К любви.
Друг мой, ты разве не замечаешь, что я только тень
около тебя и никакой “сущности” в Розанове нет
16.I.1916
Вася Баудер (II – III кл. гимназии, Симбирск)
К НЕЙ
Никогда и решительно никакой другой
темы не было. “Её” мы никакую не знали, потому
что ни с одной барышнею не были знакомы. Он,
полагаясь на свое великолепное пальто, еще
позволял себе идти по тому тротуару, по которому
гимназистки шли, высыпая из Мариинской гимназии
(после уроков). У меня же пальто было мешком и
отвратительное, из дешевенького вялого сукна,
которое “мякло” на фигуре. К тому же я был рыжий
и красный (цвет лица). Посему он имел вид
господства надо мною, в смысле что “понимает” и
“знает”, “как” и “что”. Даже – возможность. Я
же жил чистой иллюзией.
У меня был только друг Кропотов, подписывающийся
под записками: Kropotini italo
16.I.1916
“Я” есть “я”, и это “я” никогда не станет –
“ты”.
И “ты” есть “ты”, и это “ты” никогда не
сделается как “я”.
Чего же разговаривать. Ступайте вы “направо”, я
– “налево”, или вы “налево”, я “направо”.
Все люди “не по дороге друг другу”. И нечего
притворяться.
Всякий идет к своей Судьбе.
Все люди – solo.
23.I.1916
Так обр. Гоголь вовсе и не был неправ?
(Первооснова русск. действительности), и не в нем
дело. Если бы Гоголя благородно восприняло
благородное общество: и начало трудиться,
“восходить”, цивилизовываться, то все было бы
спасено. Но ведь произошло совсем не это, и нужно
заметить, что в Гоголе было такое, чтобы именно
“произошло не это”. Он писал вовсе не с “горьким
смехом” свою “великую поэму”, Он писал ее не как
трагедию, трагически, а как комедию, комически.
Ему самому было “смешно” на своих Маниловых,
Чичиковых и Собакевичей, – смех, “уморушка”
чувствуется в каждой строке “М.Д.”. Тут Гоголь не
обманет, сколько ни хитри. Слезы появляются
только в конце, когда Гоголь увидал сам, какую
чудовищность он наворотил. “Finis Russorum” (“Конец
Руси” (лат.)).
И вот подло (“комически”) написанную вещь
общество восприняло подло: и в этом заключается
все дело. Чернышевские – Ноздревы и Добролюбовы
– Собакевичи загоготали во всю глотку: – А, так
вот она наша стерва. Бей же ее, бей, да убей.
Явилась эра убивания “верноподданными” своего
отечества. До 1-го марта11 и “нас”, до Цусимы12.
23.I.1916
Действие “М.Д.” и было это: что подсмотренное
кое-где Гоголем, действительно встретившееся
ему, действительно мелькнувшее перед его глазом,
ГЛАЗОМ, и в чем гениально, бессмысленно и по
наитию, он угадал “суть сутей” моральной Сивухи
России - через его живопись, образность, через
великую схематичность его души - обобщилось и
овселенскилось. Дробинки, частицы выросли во всю
Русь. “Мертвые души” он не “нашел”, а “принес”.
И вот они “60-ые годы”, хохочущая “утробушка”,
вот мерзавцы Благосветовы
26.I.1916
Вот ты прошел мимо дерева: смотри, оно уже не то.
Оно приняло от тебя тень кривизны, лукавства,
страха. Оно “трясучись” будет расти, как ты
растешь. Не вполне – но тенью:
И нельзя дохнуть на дерево и не изменить его.
Дохнуть в цветок – и не исказить его.
И пройти по полю – и не омертвить его.
На этом-то основаны “священные рощи” древности.
В которые никто не входил никогда.
Они были – для народа и страны как хранилища
нравственного. Среди виновного – они были
невинными. И среди грешного – святыми.
Неужели никто не входил?
В историческое время – никто. Но я думаю, в
доисторическое время “Кариатид” и “Данаид” ?
Эти-то, именно эти рощи были местом зачатий, и
через это древнейшими на земле храмами.
Ибо храмы – конечно возникли из особого
места для столь особого, как зачатия.
Это была первая трансцендентность,
встретившаяся человеку (зачатие).
2.II.1916
Поговорили о Гоголе, обсуждали разные стороны
его, и у него мелькнули две вещи:
– Всякая вещь существует постольку, поскольку ее
кто-нибудь любит. И “вещи, которой совершенно
никто не любит” – ее и “нет”.
Поразительно, универсальный закон.
Только он сказал еще лучше: что “чья-нибудь
любовь к вещи” вызывает к бытию самую “вещь”;
что, так сказать, вещи рождаются из “любви”,
какой-то априорной и предмирной. Но это у него
было с теплом и дыханием, не как схема.
Удивительно, целая космогония.
И в другом месте, погодя:
У Гоголя вещи ничем не пахнут
(С Тиграновым Фаддеем Яковлевичем)16
У него мать и прелестная жена, блондинка (кожа) и светлокудрая: бледный, бессильный цвет волос, с переливом в золото. Он сказал, что это древнейший корень Армении, что именно в старейших и захолустных местностях – сплошь рыженькие крестьянки. “Благодарю, не ожидал”
17. Сам он черный жук, небольшого роста, – теоретик и философ.5.II.1916
И на меня летят “опавшие листья” с моих
читателей. Что им мое “я”? Никогда не виденный
человек и с которым по дальности расстояния
(городок Нальчик, на Кавказе) он никогда не
увидится.
И сколько отрады они несут мне. За что? А я думал
разве “за что”, даря “кому-то”, безвестному, с
себя “опавшие листья”? Ибо я дал не публике, а
“кому-то вон там”.
Так взаимно.
И как рад я, чувствуя, как коснулся лица росток с
чужого далекого дерева. И они дали мне жизнь, эти
чужие листья. Чужие? Нет. Мои. Свои.
Они вошли в мою душу. Поистине, это зерна. В моей
душе они не лежат, а растут.
На расстоянии 2-х недель вот 2 листа:
“18/I.916. Томск.
“Как понятна мне грусть “Уединенного”, близка
печаль по опавшим листьям... Их далеко разносит
вьюга, кружа над мерзлою землей, навек отделит
друг от друга, засыпав снежной пеленой”, – пела
моя бедная Оля и умолкла в 23 года. Холодно ей
жилось! – моя вина, моя боль до самой смерти.
Однажды в темную осеннюю ночь пришла ко мне
грусть как внезапное предчувствие грядущих
несчастий – мне было 5 лет. С тех пор она часто
навещала меня, пока не стала постоянным
спутником моей жизни. Полюбила Розанова – он
чувствует грустных, понимает тоскующих,
разделяет нашу печаль. Как Вы метки в определении
душевных состояний в зависимости от
обстоятельств и возраста – мой метафизический
возраст, полный воспоминаний и предчувствий, в
счастьи я язычница была. Не верить в будущую
жизнь значит мало любить. Всю жизнь хоронила –
отец, мать, муж, все дети умерли; тоска, отчаяние,
боль и отупение владели душой – после смерти
последней моей дочери Оли я не могу допустить
мысли, что ее нет, не живет ее прекрасная душа.
Если прекрасные и нравственные не умирают, не
забываются в наших душах, то сами-то по себе
неужели они перестают существовать для
дальнейшего совершенствования? Какой смысл их
жизни? Закрыть трубу, чтобы сохранить тепло,
когда дрова сгорят сами, целесообразно, а
если огонь еще пылает и от него людям тепло и
светло – закройте трубу, получится угар и чад.
Кто-то вносил огонь жизни в нас и не определил
продолжительности его горения – есть ли право
гасить его? Бывает иногда, что дрова сгорят, но
остается головня, которая никак не может сгореть,
тогда я не выбрасываю ее, но тотчас употребляю на
растопку другой печи или заливаю и после тоже как
матерьял для топлива употребляю – пусть на тепло
идет; моя душа тоже обгорела в огне страданий, но
еще не сгорела до конца – она темна и уныла, как
эта головня – у нее нет ни красок, ни яркости, нет
своей жизни – идет на подтопку, а Ваша – теплый,
светлый огонь – нельзя трубу закрывать.
Спасибо же Вам, родной, хороший, за слезы,
которыми я отвела душу, читая “Уединенное” и
“Опавшие листья” – они для меня как дождь в
пустыне. Ах, какая жизнь прожита мучительная и
полная превратностей, на что она мне была дана,
хотелось бы понять
А.Коливова”
Другое:
“1-е февраля.
Случайно натолкнулась на случайно неразрезанные
страницы в первом коробе “Опавших листьев”.
Обрадовалась, что есть непрочитанное. О Тане. Как
Таня прочла Вам стих-ие Пушкина “Когда для
смертного умолкнет шумный день”, прочла во время
прогулки у моря.
Как хороши эти Ваши страницы. Хорошо – все, все –
сначала. Какая она у Вас чудесная – Танечка.
Разволновалась я. Так понятно и хорошо все, что Вы
рассказали. Потом прочла последние строки –
Мамины слова: “Не надо на рынок”
-
“Родной мой и любимый Василий Васильевич, я получила Ваше письмо давно, оно дало мне громадную радость, сразу хотела писать Вам, да не пришлось, а потом Ириночка
*1 заболела, а сейчас, вот 2-ю неделю, Евгений*2 болен, сама ухаживаю за ним. Замоталась совершенно.) Маленькая дочь, лет 3-х.*1
14.II.1916
Какое каннибальство... Ведь это критики,
19.II.1916
О “Коробе 2-м” написано втрое больше, чем о 1-м
19.II.1916
И вот начнется “течение Розанова” в литературе
(знаю, что начнется).
И будут говорить: “Вы знаете: прочитав Р-ва,
чувствуешь боль
Господи, я не хочу признания множества.
Я безумно люблю это “множество”: но когда оно
есть “оно”, когда остается “собою” и в своем
роде тоже “одно”.
Пусть.
Но и пусть я – “я”. О себе я хотел бы 5-7, и не более
100 во всей России “истинно помнящих”
Вот одна мне написала: “Когда молюсь – всегда
и о вас молюсь и ваших”.
Вот.
И ничего – еще.
20.II.1916
...дело в том, что “драгоценные металлы” так
редки, а грубые – попадаются сплошь. Это и в
металлургии, это и в истории.
Почему железа так много, почему золото так редко? Почему за алмазами надо ехать в Индию или Африку, а полевой шпат – везде. Везде – песок, глина. Есть гора железная – “Благодать”
27. Можно ли представить золотую гору? Есть только в сказках.29.II1916
Он ведь соловушка – и будет петь свою песню из
всякой клетки, в которую его посадят.
Построит ли ему клетку Метерлинк и назовет его
“Синей Птицей”
“Н.Вр.”)34(ХL-летний юбилей
9.III.1916
Я всю жизнь прожил с людьми мне глубоко
ненужными. А интересовался – издали.
(за копией с письма Чехова)
35Прожил я на
монастырских задворках. Смотрел, как звонят в
колокола. Не то, чтобы интересовался, а все-таки
звонят.
Ковырял в носу.
И смотрел вдаль.
Что вышло бы из дружбы с Чеховым? Он ясно (в
письме) звал меня, подзывал. На письмо, очень
милое, я не ответил. Даже свинство. Почему?
Рок.
Я чувствовал, что он значителен. И не любил
сближаться с значительными.
(читал в то время только “Дуэль” его,
которая дала на меня отвратительное впечатление;
впечатление фанфарона (
9.III. 1916
Противная. Противная, противная моя жизнь.
Добровольский (секретарь редакции) недаром
называл меня “дьячком”. И еще называл
“обсосом” (косточку ягоды обсосали и выплюнули).
Очень похоже.
Что-то дьячковское есть во мне. Но поповское – о,
нет! Я мотаюсь “около службы Божией”. Подаю
кадило и ковыряю в носу. Вот моя профессия. Шляюсь
к вечеру по задворкам. “Куда ноги занесут”. С
безразличием. Потом – усну.
Я в сущности вечно в мечте. Я прожил такую дикую
жизнь, что мне было “все равно как жить”. Мне бы
“свернуться калачиком, притвориться спящим и
помечтать”.
Ко всему прочему, безусловно ко всему прочему, я
был равнодушен.
И вот тут развертывается мой “нос”, “Нос – Мир
”. Царства, история. Тоска, величие. О, много
величия: как я любил с гимназичества звезды. Я
уходил в звезды. Странствовал между
9.III.1916
И я любил эту женщину и, следовательно, любил весь
мир. Я весь мир любил, всегда. И горе его, и радость
его, и жизнь его. Я ничего не отрицал в мире; Я –
наименее отрицающий из всех рожденных человек.
Только распрю, злобу и боль я отрицал.
Женщина эта не видела меня, не знала, что я есмь. И
касаться ее я не смел (конечно). Я только близко
подносил лицо к ее животу, и вот от живота ее
дышала теплота мне в лицо. Вот и все. В сущности
все мое отношение к Caelesta femina. Только оно было
нежно пахучее. Но это уже и окончательно все:
теплый аромат живого тела – вот моя стихия, мой
“нос” и, в сущности, вся моя философия.
И звезды пахнут. Господи, и звезды пахнут.
И сады.
Но оттого все пахнет, что пахнет эта
прекрасная женщина. И сущности, пахнет ее
запахом.
Тогда мне весь мир усвоился как “человеческий
пот”. Нет, лучше (или хуже7) – как пот или
вчерашнего или завтрашнего ее совокупления. В
сущности, ведь дело-то было в нем. Мне оттого
именно живот и бедра и груди ее нравились, что все
это уже начало
10.III.1916
При этом противоречия не нужно примирять: а
оставлять именно противоречиями, во всем их
пламени и кусательности. Если Гегель заметил, что
история все сглаживает, что уже не “язычество” и
“христианство”, а Renaissance, и не “революция” и
“абсолютизм”, а “конституционный строй”, то он
не увидел того, что это, собственно, усталая
история, усталость в истории, а не “высший
примиряющий принцип”, отнюдь – не “истина”.
Какая же истина в беззубом льве, который, правда,
не кусается,
11. III.1916
Некрасив да нежен, – так “два угодья в нем”.
От некрасивости все подходят ко мне без страха: и
вдруг находят нежность – чего так страшно
недостает в мире сем жутком и склочном.
Я всех люблю. Действительно всех люблю. Без
притворства. С Николаи, долгое время с
Афанасьевым
11.III.1916
Метафизика живет не потому, что людям “хочется”,
а потому что самая душа метафизична.
Метафизика - жажда.
И поистине она не иссохнет.
Это - голод души. Если бы человек все “до
кончика” узнал, он подошел бы к стене (ведения) и
сказал: “Там что-то есть” (за стеной).
Если бы перед ним все осветили, он сел бы и сказал:
“Я буду ждать”.
Человек беспределен. Самая суть его -
беспредельность. И выражением этого и служит
метафизика.
“Все ясно”. Тогда он скажет: “Ну, так я хочу неясного”.
Напротив, все темно. Тогда он орет: “Я жажду света”.
У человека есть жажда “другого”.
Бессознательно. И из нее родилась метафизика.
“Хочу заглянуть за край”.
“Хочу дойти до конца”.
“Умру. Но я хочу знать, что будет после смерти”.
“Нельзя знать? Тогда я постараюсь увидеть во
сне, сочинить, отгадать, сказать об этом стихотворение”.
Да. Вот стихи еще. Они тоже метафизичны. Стихи и дар
сложить их – оттуда же, откуда метафизика.
Человек говорит. Казалось бы, довольно. “Скажи
все, что нужно”.
Вдруг он запел. Это – метафизика,
метафизичность.
20.III.1916
Что вы ищете все вчерашнего дня. Вчерашний день
прошел, и вы его не найдете никогда.
“Он умер! Он умер!” – восклицали в Египте и в
Финикии. “Возлюбленный – умер!!”
И плакали. И тоже посыпали пеплом голову и
раздирали одежды на себе.
“Да, – я скажу, – он умер, ваш Возлюбленный”.
Будет ли он называться “вчерашний день” или –
Озирис, или Христос.
И – католичество. И – Москва.
~
Ах, и я жалею
Возлюбленного. О, и для меня он – Возлюбленный. Не
менее, чем для вас.
Но я знаю, что Он воистину умер.
~
И обратим взоры в другую сторону. И будем ждать “Завтра”
20.III.1916
Есть люди, которые всю жизнь учатся, “лекции” и
все, – и у них самое элементарное отношение к
книге. Элементарное отношение к самомалейшему
рассуждению, к стихотворению, к книге – которую и
начали читать.
А 12 лет школы за спиною. И есть “ученье работы”, и
уже почти начинают сами читать лекции.
Какое-то врожденное непредрасположение к
книге, неприуготовленность к книге.
Отсюда я заключаю, что “книга родилась в мир”
совсем особо, что это – “новое чего-то
рождение в мире” и далеко не все “способны к
книге”. Что есть люди, “врожденно к ней
неспособные”, – и такие сколько бы ни учились, ни
читали, ни старались, к ним “книга” так же не
идет, как к корове “горб верблюда”.
Я присутствовал раз при разговоре о
стихотворениях одной не кончившей курс гимназии,
и еще одной лет 20-ти, с молодым ученым, который не
только “любит стихи”, но и сам пишет стихи, при
этом недурные, формально недурные, – “с
рифмами” и “остроумные”.
И то, что недоучившейся гимназистке было с
полуслова понятно, – именно понятны “тени” и
“полуоттенки” слов, выражений, синонимов,
омонимов, “украшений” – ученому осталось целый
вечер непонятным. И он высокомерно спорил.
Гимназистка же “взяла глаза в руки от
удивления”, – почти не веря и видя, что он ничего
не понимает.
В спорах, в критике, в журналах – это сплошь и
рядом. Редакторам журналов и издателям книг на ум
не может прийти, что “ученый молодой человек”
или “начинающий критик”, приносящий им рукопись
или “к изданию – книгу”, на самом деле не имел
никакого отношения к книге, родился до
Элазевиров, до Альдов и Гуттенберга, и есть
собственно современник Франциска Ассизского, –
хотя занимается “естествознанием” и “по
убеждениям – позитивист”. И вот
21.III.1916
“Было, было, было”.
– Ну, что же. Было и прошло.
“Плачь, бренный человек”
– Поплакать и мне хочется. Но утешилось:
“будет”.
“Но ведь 6удет уже не то и не такое?”
– Да. Новенькое всегда жмет и шершаво около шеи.
Но обносится.
“Господи! – неужели и ты за новое
21.III.1916
Музыка тишины?
Лучшее на свете.
Слушайте, слушайте лес!
Слушайте, слушайте поле...
Слушайте землю.
Слушайте Небо.
Больше всего: слушайте свою душу.
(сижу в банке у Нелькена)
21.III.1916
Если бы не писал, то сошел с ума.
Какое же
Слова, слова, слова. Как устал. Где же
конец мой.21.III.1916
Идеалы социалистического строительства
разбиваются не о критику подпольного человека
(“Записки из подполья” Дост.), а о следующее:
Все органическое – асимметрично.
Между тем все постройки непременно будут
симметричны.
“Планировать нельзя иначе, чем по линейке
21.III.1916
– Если перед 12 дюйм. пушкой поставить Суворова и
выстрелить...
– Какое же сомнение: Суворов не упадет.
(к “истории вооруженных сил в России”)
Все победы Суворова не принесли
столько пользы России, сколько ей принесли вреда
ссылки “на пример Суворова”.
Мы перестали вооружаться, учиться, – но самое
главное: вооружаться – все твердя и тараторя, что
“пуля дура, штык молодец” и веря в “быстроту,
глазомер и натиск”.
В пору огнестрельного оружия мы (“штык –
молодец”) в сущности вернулись к эпохе холодного
оружия: колоть и рубить.
Мы потеряли военное искусство.
И вот: едва могли победить Турцию, побеждены
Японией и очутились без снарядов перед
Германией.
Что около этого в сущности “падения Державы”
такие мелочи, как земская реформа, судебная
реформа и хвастливая Госуд. Дума.
Я думаю – цари это знают. И думают: “Не то! не то!”
– когда галочье стадо лезет, кричит, взывает и
умоляет: “Еще реформу – хотя ма – лю – сень –
кую...”
Цари наши видят дальше и лучше, чем общество. Но
бессильны поправить дело, слишком запущенное
21.III.1916
Кто же придет на мои похороны?
Одни проститутки (м.б., даже “свои” не придут).
Но ведь они даже не знают, что “есть Розанов”?
Да. Но я о них заботился.
Ну и пусть. Я был недобродетельный, и пусть
добродетельные обойдут мои похороны.
“Розанов не заслужил нашего участия”. Ну и пусть
“не заслужил”.
22.III.1916
Зерно выпадает...
Самое зерно выпадает и уже выпало из литературы.
Правда, искренность, “нужно”.
Нужно иметь немножко уха, чтобы слышать все это в
глухих их строках, каких-то мятых, без звука, без
музыки. Вот как мятая солома лежит на поле,
пустая.
Пустая, пустая, пустая. Как ужасно.
О, как ужасно это опустение литературы. Бедные
Карамзин и Дмитриев, и Жуковский: с такой
надеждой начинавшие.
Теперь жива только библиография. “О прошлом”
Верещагин (“Библиофил”) – вот он жив и исполнен
еще мечты
(после кофе, утром)
25.III.1916
Нет команды
(суть России)
Команда какая-то рыхлая, дряхлая.
Во времена Николая она была неумная, но твердая.
Однако “неумная” – отразилось слабостью. Кто не
умен, в конце концов делается слаб.
С 1855-56 – кризис. Анархия и Гоголь. Вместо
осторожности – безумие. В холодной и голодной
России “мы зато будем строить фаланстеры”.
“Община и ypa” – “утрем нос миру”.
Турецкая война 77-го года впервые показала уже
воочию для Европы слабость России. Дотоле
разбивавшая Турцию, как “драла за уши
мальчишку”, Россия едва может справиться с
Турцией. Турки при трех Плевнах наносят русским
поражения, какие во время всей войны русские не
могли ни разу и нигде нанести туркам. По существу
дела Россия оказалась, конечно, громаднее Турции,
но турки – более “мастерами битв”, чем русские.
Турецкая война была страшным обнаружением
государственного ничтожества России.
Именно, “ничтожества” – меньше термина нельзя
взять.
Государи начали бояться всякого столкновения с
Европой, они чувствовали, что при всяком крупном
столкновении Россия проиграет.
Боялись даже Австрии. Германии трепетали.
Японская война “облупила яичко” Оно оказалось
протухлым. “Но зато мы будем помогать
европейскому социализму”.
28.III.1916
Вспотел – и афоризм
~
Я вовсе не всякую
мысль, которая мелькнула, записываю. Вышла бы
каша, “плеть” и в целом бестолковица. Таково
и есть большинство собраний афоризмов,
“подобранных авторами”, с которыми “Уед.” и
“Оп.л.” не имеют ничего общего по происхождению.
Уже потому, что и в “Уед.” и в “Оп.л.” есть
“мелочи, недостойные печати” и которых ни один
автор не занес бы в книгу. Спрятал, бросил.
Нет. Особым почти кожным ощущением я чувствую,
что “вышел пот из меня”, и я устал, – сияю и
устал, – что “родилось”, “родил”, что
(в казначействе, за пенсией к Пасхе, все мешают, толкают)
Разврат мой, что “я люблю всех”
и через это обидел и измучил мамочку – может
быть, имеет ту провиденциальную сторону в себе, –
ту необходимость и универсальность, что без него
я не пришел бы к идее вечной и всеобщей неги. Ибо
надо было “насосаться” молока всех матерей.
Нужно было сладострастие к миру, чтобы любить
вымя всех коров и мысленно целовать телят от всех
коров. Как “уродиться в отца всех”, не родив
действительно “всех” и, след., не совокупившись
“со всеми коровами”... по крайней <мере>
мысленно, духовно. И вот так вышло: Господь меня
устроил “во всех коров”. Я полюбил их титьки. Я
полюбил их ложесна. Я полюбил их влажность и
самый запах пота. Ну, “совокупиться”-то со всеми
не мог, но ведь это не далеко от совокупления.
“Что-то сделалось в мире”, и я был близок к
“всеобщему совокуплению”. В душе моей произошел
“свальный грех” и через него и единственно
через него я “уроднился” с миром: и вот читатель
чувствует, что я ему – тоже “родной”.
И ты, читатель, – мне родной.
Так и будем родниться. Спорить не будем – а будем
родниться.
3.IV.1916
Россия баба.
И нельзя ее полюбить, не пощупав за груди.
Тогда мы становимся “патриотами”. И уже все и
непременно.
А это “за груди” – быт, мелочи, вонь, шум, сор.
Нужно принюхаться. И тогда полюбишь.
4.IV.191б
Иногда кажется, что из голоса твоего ничего не
выходит, и никто тебе не внимает, и никто на
усилия твои не обращает внимания.
Но утешься, мой друг.
Я замечаю другое “успел ли Петр Великий?” Ведь
кажется из современников его, да и то немного
спустя, – его мысль и энергию и порыв воспринял
один Ломоносов. Кажется, что он “преобразовал
только кафтаны” и глубже дело не пошло. Какая
темь кругом, и грубость, и элементарность.
Но прошел век: наступила эпоха Грановского и
Белинского. Наступил век Кавелина, Соловьева
(С.М.), Забелина, Беляева (“Крестьяне на Руси”)
7.IV.1916
...потенциал бесконечности...
(бреду по улице)(о себе)
7.IV.1916
...дремлешь, дремлешь...
Усталость в ногах...
Совсем спишь.
Проснулся.
И как стрела в ухе: “Егда приидеши в Царствии
Твоем”.
И прослезишься.
~
Так не все ли мы живем мигами? Сто лет лжи и минута правды. И ею спасаемся.
(как стою я в церкви)
7.IV.1916
Я весь вылился в литературу.
И “кроме” ничего не осталось.
Ни отец, ни муж, ни гражданин.
Да хоть человек ли?
Так что-то такое, мыслящая коза.
“Случайное” Аристотелево... что – “набежало”.
Это – я, лицо (скорее безликое).
А литература – это необходимость.
13.IV.1916
И декабристы “ниспровергали” Россию.
И Грибоедов.
И Гоголь.
А “господин полицейский” все стоит на
углу двух улиц.
Да почему?
Да потому что он необходим.
Он всем – нужен.
Те были аристократы. И полицейский им не нужен.
Но есть беднота. Убогие. Жалкие. И без защиты
полицейского им как обойтись?
(происхождение демократического строя)
Полицейский – самая маленькая величина. Чего: на него даже пролетарий плюет. И в строе, где все – маленькие, он вырос в самую огромную величину
.(тоже)
Каждый из нас есть “полицейский самого себя” в собственной душе. Он вечно хватает себя за полу, за ворот и кричит: “Держи вора” (таинство покаяния). Как же вы хотите, чтобы в стране не было полиции?
(происхождение христианско-полицейского государства)
14.IV.1916
Каждый час имеет свою ось, около которой он
вращается.
И всякое “я” вращается по оси своего “я”.
Это мы называем “эгоизмами” и плачем.
Несимпатично. Некрасиво. Но что же делать? Иначе
бы мир рассыпался.
Мир уплотняется. Камешками, а не песком.
Звездочки, а не “туман материи”. Мог бы ведь и
“туман”.
Так Бог сказал всему: “смотри в себя”.
И вот мир эгоистичен.
~
Но я этого не люблю. Ох,
не люблю. По мне бы лучше туман. И я бы все
облизывал. Розанов не эгоистичен. Он обнюхивает и
грязь у себя под ногтем, и любит далекую
звездочку.
Я люблю чужие эгоизмы (своеобразия всех вещей) –
своего эгоизма я не люблю.
Да его и нет во мне. Я люблю валяться на дороге, по
которой проходят все.
14.IV.1916
Проституция – ужас.
Совокупление - всегда светло. Вокруг него
образуется семья, растут дети. Песни. Быт. И
больше всего этого – религия.
“Мать ведет в церковь детей своих”.
Здесь - ничего. Тело Солнца есть. А свет солнца
погас.
...плачьте народы, люди...
(идем с мамочкой в гости к Тиграновым. Мытнинская улица. И вокруг, по-видимому, проститутки)
16.IV.1916
...да для ослиного общества и нужна только ослиная
литература. Вот побежали за фигуристами, п.ч. ноги
их только и умеют бегать туда, где слышится и
пальба, и пахнет овсом. “Чего ты дивишься,
Розанов?”
“Иги, иги, иги.
Ого-ого-ого...
Тпру, тпру, тпру”:
– это самое существо теперь
литературы, п.ч. давно самое существо общества
есть поле с овсом и лошади.
“Плодитесь. Размножайтесь. И наполните землю”.
Чем началось – тем кончилось.
18.IV.1916
Все вещи “вертятся около своей оси”. Это не
космография, а ноумен мира.
Этот день вертится около своей оси. Год вертится
около “годовой оси”. Юность – около своих 7 лет
(14-21). Прошло. И эта ось выкидывается из человека,
“как отработавшая”, и вал-человек надевается на
“ось старости” и опять начинает вращаться около
этой совсем другой оси.
Теперь он удивляется, что было в юности и что он
делал в юности. “Все непонятно или
отвратительно”, п.ч. ось другая.
И здесь есть также циклы и эпициклы. Планета
оттягивает планету. Брак. Дружба. Роковая
встреча.
Даже “комета сталкивается с кометой” и
сливается в одну. Новая “комета из двух прежних с
одним ядром”. Таков всякий брак.
И центробежная сила во всем, и
центростремительная. Монархия -
центростремительна. Общественность –
центробежна.
Декабристы – центробежны. Николай –
центростремителен. “Которое кого переборет”.
Вражда. Ненависти. Споры. Ссоры.
19. IV.1916
Счастье Германии было выковано в несчастии ее
(Наполеон) (“дробя стекло, кует булат”)
19.17.1916
Не нужно “примирения”. О, не нужно.
Никогда.
Пусть все кипит в противоречиях. Безумно люблю
кипение.
Мировой котел. Славный. “Берегись, прохожий”.
Берегись. Ошпарит. “Погубишь душу свою”. Но где
гибель – и рожденье.
Из котла вырастают цветы. Детишки. Идеи.
И опять попадают в котел, чтобы “жратвы было
больше”.
Жрет. Какое славное жранье.
И кипит.
И родит.
Это – лоно мира. Куда
23.IV.1916
Добро как вода – просто и пресно.
И как вода – всеобще и необходимо
Им “не интересуется” никто. Это правда. Да оно об этом и не просит. Но есть другое, важное: кричать, когда его недостает.
Добра в действительности гораздо
больше, и зла совсем немного. Да без этого и
нельзя было бы жить. И хотя в газетах каждый день
печатается – или в два дня об одном случае –
ужасного преступления в одном Петербурге: но на
самом деле много ли это? На два миллиона жителей
один ярко себя проявивший преступник. “Лежим на
розах”. Ибо на самом-то деле не только не каждый
день, но не более одного раза в неделю.
Это так “мало”, что почти “нет совсем”.
“Зло” кажется “повсюду и везде”, именно оттого,
что о нем кричат, как о какой-то катастрофе. Да оно
и есть катастрофа. Вы живете в дому с 1000 жителей (в
Петрограде сплошь и рядом такие дома). Между тем
вспомните за всю жизнь: много ли было случаев,
что- бы “в нашем дому случилось что-нибудь
особенное”? “Ничего особенного не случается”. Я
не помню, чтобы когда-нибудь случилось (за 60 лет),
и только раз в Казачьем переулке
(приехав в редакцию)
25. IV.1916
...да я и не отрицаю, что эти патриоты или
“потреоты” все сплошь св...., взяточники и проч.
Среди которой, впрочем, поднимались три фигуры:
Гиляров-Платонов, Аксаков и Катков.
Но вот мой вопрос: из вас, порядочных господ,
почему же никто не пошел в патриоты?
Ведь тогда патриотизм-то бы скрасился. Было бы:
сволочь, но среди нее Катков, Гиляров-Платонов,
Аксаков и Михайловский. С его талантом,
деятельным и живым, с его читаемостью.
Было бы немного
6.V.1916
Со всеми нами под старость делается склероз
мозга. И хоть печально признать “зависимость
духа от материи”, но что делать – приходится.
Можно и следует забыть Толстому все его
“Дневники”, кои он для чего-то и почему-то таил
от мира, хотя там ничего особенного не
содержится, кроме доказывания в сотый раз того,
чего он не умел доказать 99 раз, – забыть
богословие, “В чем моя вера”
8.V.1916
Все, что принадлежит минуте – принадлежит и
вечности.
Смеет разве вечность зачеркнуть минуты?
зачеркнуть свое питание?
Свои зерна?
Ни-ни-ни.
Вот отчего мое “вчера”, хотя настало уже “сегодня”, а это “сегодня” нисколько не похоже на “вчера”, – продолжает быть и сегодня и останется завтра. Правда, я не “думаю” его: но я благоговею перед ним, и вообще оно священно.
12Х.1916
В России так же жалеют человека, как трамвай
жалеет человека, через которого он переехал. В
России нечего кричать. Никто не услышит.
(в трамвае)
28. V.1916
Вот что, русский человек: вращайся около своей
оси.
Той, на которую ты насажен рождением. На которую
насажен Провидением.
Где у тебя “Судьба”.
Не рассеивайся. Сосредотачивайся. Думай о
“своем” и “себе”.
Даже если у тебя судьба к “Рассеянности” – ну, и
не сдерживайся – “будь рассеян во всем”. Тогда
выйдет ясность. Будет ясен человек и ясна жизнь. А
то – сумерки и путаница. Ничего не видно. У нас
ведь как, рассеянный-то человек и играет роль
сосредоточенного, угрюмый – весельчака,
пустозвон обычно играет роль политика. Все
краски смешаны, цвета пестры и ничего не
разберешь.
Пусть будет разврат развратищем,
легкомыслие – легкомыслием, пусть вещи вернутся
каждая к своему стилю. А то вся жизнь стала
притворна и обманна.
Россия - страна, где все соскочили со своей оси. И
пытаются вскочить на чужую ось, иногда – на
несколько чужих осей. И расквашивают нос и делают
нашу бедную Россию безобразной и несчастной.
Следы и последствия 200 лет “подражательной
цивилизации”.
17.VI.1916
Неудачная страна.
Неудачна всякая страна, если она не умеет
пользоваться у себя “удачными людьми”. Видеть
их, находить.
Сколько я видел на веку своем удивительных
русских людей с душою нежною и отзывчивою, с
глубоким умом и любивших Россию... как не знаю что.
“Какая же Греция не воспользуется Патроклом”. И
в то время как русские министры “не находят
людей” (и Победоносцев о себе это говорил) и
гимназии и университеты переполнены учителями и
воспитателями юношества, которые не
ухмыльнувшись не могут выговорить слово
“Россия”, – эти люди удивительного ума и сердца
умирали с голода на улице.
Да вот припоминаю Дормидонтова...
Тоже - Великанов...
Цветков
ПРИМЕЧАНИЯ.
Статья Алексея Н.Веселовского “Альцест и Чацкий”. Отрывок из этюда о “Мизантропе” опубликована в журнале “Вестник Европы”, 1881, №3 cc.91-112; перепечатана н его книге “Этюды и характеристики” (М., 1894; 4-е изд. М., 1912). Первый сборник стихов Н.А.Некрасова “Мечты и звуки” (СПб., 1840) вызвал резкий отзыв В.Г.Белинского, который написал об этой книге: “Посредственность в стихах нестерпима”. Строки из комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (д.II, явл.2). Цитируется неточно. В письме И.С.Тургеневу 19 февраля (3 марта) 1847 г. В.Г.Белинский писал о Некрасове: “Что за талант у этого человека! И что за топор его талант!” Розанов мог читать это письмо в третьем томе “Писем” Белинского, вышедшем под ред. Е.А.Ляцкого (СПб., 1914, сс. 177-181). Строки из стихотворения Н.А.Некрасова “Поэт и гражданин” (1856). Речь идет и балладах В.А.Жуковского “Светлана” (1813) и “Ленора”(1831), представляющих собой переложение баллады немецкого поэта Г.А.Бюргера (1747 – 1794) “Ленора” (1773). Стихотворение Жуковского “Певец во стане русских воинов” (1812) написано во время пребывания поэта в армии, когда Москва еще была занята Наполеоном. Частично настоящая запись вошла в статью Розанова “По поводу новой книги о Некрасове” (“Новое время”, 1916, 8 января, №14308), представляющей собой отклик на книгу В.Е.Евгеньева-Максимова “Н.А.Некрасов. Сборник статей и материалов” (М., 1914). В 1870 – 1872 гг. Розанов жил в Симбирске и учился во 2-3-м классах симбирской гимназии. О своем гимназическом товарище Кропотове Розанов писал во втором коробе “Опавших листьев” (Пг., 1915, c.117). В 1872 г. старший брат Розанова Николай Васильевич, у которого жил будущий писатель, переехал из Симбирска в Нижний Новгород, и до окончания гимназии в 1878 г. В.В.Розанов учился в нижегородской гимназии, где его брат был учителем Имеется в виду 1 марта 1881 г., когда народовольцами был убит император Александр II. В Цусимском морском сражении 14-15 (27-28) мая 1905 г. в Корейском проливе, около острова Цусима, во время русско-японской войны флот России потерпел поражение от японского флота. Цусима стала нарицательным обозначением грандиозного поражения. Григорий Евлампиевич Благосветов (1824 – 1880) - журналист и публицист, издатель-редактор журналов “Русское слово”, “Дело”. В первом коробе “Опавших листьев” Розанов писал о нем “В жизни был невыразимый холуй, имел негра возле дверей кабинета, утопал в роскоши, и его близкие (рассказывают) утопали в “амурах” и деньгах, когда в его журнале писались “залихватские” семинарские статьи в духе: “все расшибем”, “Пушкин – г...o”. Но холуй ли, не холуй ли, а раз “сделал под козырек” и стоит “во фронте” перед оппозицией, – то ему все “прощено”, забыто...” (СПб., 1913, сс. 120-121). Андрей Александрович Краевский (1810 – 1389) – журналист, издатель “Отечественных записок”. Розанов писал о нем: “Цензор только тогда начинает “понимать”, когда его Краевский с Некрасовым кормят обедом. Тогда у него начинается пищеварение, и он догадывается, что "Щедрина надо пропустить"” (Розанов В.В. Уединенное. М., 1990, c.208). Как неоднократно говорил Розанов, его интересуют не факты, а общие идеи. Поэтому его утверждение, что у Гоголя вещи ничем не пахнут, не следует понимать буквально. Запахи у Гоголя, конечно, присутствуют. В начале “Невского проспекта” читаем: “...с самого раннего утра, когда весь Петербург пахнет горячими только что выпеченными хлебами”; в повести “Шинель” Акакий Акакиевич, “взбираясь по лестнице, ведшей к Петровичу, которая, надобно отдать справедливость, была вся умащена водой, помоями и проникнута насквозь тем спиртуозным запахом, который ест глаза и, как известно, присутствует неотлучно на всех черных лестницах петербургских домов”. Фаддей Яковлевич Тигранов – музыковед, автор книги “Кольцо Нибелунгов. Критический очерк” (СПб., 1910). Розанов виделся с ним осенью 1910 г., а в “Уединенном” писал о нем: “Мне почувствовалось что-то очень сильное и самостоятельное в Тигранове (книжка о Вагнере). Но мы виделись только раз, и притом я был в тревоге и не мог внимательно ни смотреть на него, ни слушать его. Об этом скажу, что, “может быть, даровитее меня” (Розанов В.В. Уединенное. М., 1990, с.71). Выражение “благодарю, не ожидал” употребляется в значении: не ожидал ничего подобного. Оно принадлежит В.А.Соллогубу (1813 – 1882), который в 60-е годы читал экспромтом стихотворение, каждая строфа которого кончалась этими словами. Использовано как рефрен также в стихотворении П.А.Вяземского “Ильинские сплетни” (1869). В первом коробе “Опавших листьев” Розанов рассказывает, как его дочь Таня во время прогулки читала стихотворение Пушкина “Когда для смертного умолкнет шумный день”, а его жена Варвара Дмитриевна, прослушав эту запись, сказала: “Как мне не нравится, что ты все это записываешь. Это должны знать ты и я. А чтобы рынок это знал – нехорошо” (c.157). Под псевдонимом Гаррис 15 марта 1912 г. в газете “Утро России” Мария Александровна Каллаш (1885 – 1954) напечатала едкую рецензию на вышедшую в начале марта 1912 г. книгу Розанова “Уединенное”. В 1929 г. М.А.Каллаш под псевдонимом М.Курдюмов выпустила в Париже книгу “О Розанове”, полную интересных философских размышлений о наследии писателя. Передонов – учитель в романе Ф.Соллогуба “Мелкий бес” (1907). “Голый Розанов” – название рецензии В.Ф.Боцяновского на второй короб “Опавших листьев”, появившийся в “Биржевых ведомостях” (вечерний выпуск) 16 августа 1915 г. Выход второго короба “Опавших листьев” в июле 1915 г. был встречен многими журналами и газетами весьма критично, что видно уже из названий рецензий: Ашешов Н.П. Позорная глубина (“Речь”, 1915, 16 августа); Айхенвальд И. Неопрятность (“Утро России”, 1915, 22 августа); Мокиевский П. Обнаженный нововременец (“Русские записки”, 1915, №9); Василевский И.М. Гнилая душа (“Журнал журналов”, 1915, №15. Подпись: Л.Фортунатов); Любошиц С.Б. “Бобок” (“Биржевые ведомости”, утренний выпуск, 1915, 16 августа). Второй короб “Опавших листьев” вышел в петроградском издательстве “Лукоморье” с указанием типографии Товарищества А.С.Суворина, но без обозначения издательства. Андрей Митрофанович Ренников (настоящая фамилия Селитренников, 1882 – 1957) – прозаик, драматург, фельетонист. С 1912 г. редактировал отдел “Внутренние известия” в петербургской газете “Новое время”, где служил и Розанов. Регулярно печатал в газете фельетоны, рассказы, очерки. В 1920 г. эмигрировал. Имеется в виду Марк Николаевич Бялковский, редактор еженедельного литературно-художественного и сатирического журнала “Лукоморье”, выходившего в Петрограде в 1914 – 1917 гг. В 1903 г. в Петербурге в двух томах вышла книга Розанова “Семейный вопрос в России. Дети и родители. Мужья и жены. Развод и понятие незаконнорожденности. Холостой быт и проституция. Женский труд. Закон и религия”. Речь идет о сыне издателя “Нового времени” Алексея Сергеевича Суворина издателе-редакторе журнала “Лукоморье” Михаиле Алексеевиче Суворине. На горе Благодать, на восточном склоне Среднего Урала ( вблизи г.Кушны), с 1735 г. ведется разработка железной руды, залегающей на небольшой глубине. Николай Иванович Кареев (1850 – 1931) – историк, автор многих работ по истории французской революции XVIII в.; Фридрих Кристоф Шлоссер (1776 – 1861) – немецкий историк, книги которого (“История XVIII столетия”, “Всемирная история”) переводил Н.Г.Чернышевский. Один из псевдонимов народника Петра Лавровича Лаврова (1823 – 1900) – Миртов. Его “Исторические письма”, пользовавшиеся популярностью у революционно настроенной молодежи, публиковались в 1868 – 1869 гг. Цензор и историк литературы Александр Васильевич Никитенко (1804 – 1877) писал о нем “У нас есть особенный тип прогрессиста, который как нельзя осязательнее воплотился в Петре Лавровиче Лаврове. Он страстно любит человечество, готов служить ему везде и во всем... В награду за свою бескорыстную любовь Петр Лаврович хочет одного: быть признанным великим человеком между своими современниками... Петр Лаврович удивительно подвижный человек. Едва прочтет он в заграничном журнале какую-нибудь ученую и политическую новость, тотчас, как Бобчинский, бежит разглашать ее везде, куда только позволен ему доступ” (Никитенко А.В. Дневник. Т.2. М., 1955, с 456). Бельгийский драматург и поэт Морис Метерлинк (1862 – 1949) создал свой шедевр, драму “Синяя птица”, в 1908 г. и передал право первой постановки К.С.Станиславскому (30 сентября 1908 г. пьеса была поставлена на сцене МХТ). О философских сочинениях Метерлинка Розанов записал во втором коробе “Опавших листьев”: “Начал “переживать” Метерлинка: страниц 8 я читал неделю, впадая почти после каждых 8 строк в часовую задумчивость (читал в конке). И бросил от труда переживания, – великолепного, но слишком утомляющего” (с.213). Т.Ардов – псевдоним Владимира Геннадиевича Тардова (1879 – после 1918), писателя и журналиста, о котором Розанов писал в статье “Возле “русской идеи”...”, вошедшей в его книгу “Среди художников” (СПб., 1914). Серия статей Т.Ардова о настоящем и будущем России печаталась в газете “Утро России” в июне 1911 г. Л.Н.Толстой в “Воспоминаниях” (1902 – 1906) рассказывает о том, как его старший брат Николенька объявил, что у него есть тайна, через которую, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми и будут любить друг друга. Тайна эта написана им на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги на краю оврага в яснополянском парке (глава “Фанфаронова гора” ). Иван Федорович Наживин (1874 – 1940) – писатель, выходец из крестьянской среды, был близко знаком с Л.Н.Толстым, вел с ним переписку, испытал его идейной влияние. Беседы с Толстым опубликовал в своей книге “Из жизни Л.Н.Толстого” (М., 1911). В 1920 г. эмигрировал. 29 февраля 1916 г. отмечалось 40-летие с момента, как издателем газеты “Новое время” стал А.С.Суворин, остававшийся им до смерти в 1912 г. Имеется в виду единственное письмо А.П.Чехова Розанову из Ялты от 30 марта 1899 г., в котором он давал свой московский адрес и писал: ““У меня здесь бывает беллетрист М.Горький, и мы говорим о Вас часто... В последний раз мы говорили о Вашем фельетоне в “Новом времени” насчет плотской любви и брака (по поводу статей Меньшикова). Эта статья превосходна...” Розанов переписывался с философом Константином Николаевичем Леонтьевым (1831 – 1891), жившим в Оптиной Пустыни, в последний год его жизни. Письма Леонтьева к нему Розанов напечатал, в “Русском вестнике” (1903, № 4-6) со своими пространными комментариями. В последнем письме 18 октября 1891 г. уже из Сергиева Посада Леонтьев писал “Надо нам видеться”. Письмо заканчивается словами: “Постарайтесь приехать... Умру, – тогда скажете: “Ах! Зачем я его не послушал и к нему не съездил! Смотрите!.. Есть вещи, которые я только вам могу передать”. У Л.Н.Толстого в Ясной Поляне Розанов был вместе с женой Варварой Дмитриевной 6 марта 1903 г. Впервые Толстому о Розанове рассказывал Николай Николаевич Страхов (1828 – 1896), с которым Розанов переписывался с января 1888 г. и встретился впервые в Петербурге в январе 1889 г. Федор Эдуардович Шперк (1872 – 1897) – философ, друг Розова, о котором он писал в “Уединенном ”: “Он очень любил меня (мне кажется, больше остальных людей, – кроме ближних). Он был очень проницателен, знал “корни вещей”. И если это сказал, значит, это верно” (c.57). “Трех людей я встретил умнее или, вернее, даровитее, оригинальнее, самобытнее себя: Шперка, Рцы и Флоренского. Первый умер мальчиком (26 л.), ни в чем не выразившись” (с.71). Рцы – псевдоним Ивана Федоровича Романова (1857/58 – 1913), писателя, публициста, друга В.Розанова. Николай Иванович Афанасьев (р.1864) – секретарь газеты “Новое время”. Сергей Федорович Шарапов (1855-1911) – писатель, друг Розанова. Борис Григорьевич Cтолпнер (1871-1937) – участник петербургского Религиозно-Философского общества, где с ним встречался Розанов; сотрудник “Еврейской энциклопедии”. Бругш. Египет. История Фараонов. Пер. Г.К.Власкова. СПб., 1880. Сборник произведений поэта Ивана Ивановича Дмитриева “И мои безделки” издан в Университетской типографии в Москве в 1795 г. Назван по аналогии с “Моими безделками” Н.М.Карамзина, отпечатанными там же в 1794 г. Историк Иван Дмитриевич Беляев (1810 – 1873) в своем главном сочинении “Крестьяне на Руси” (1859) дал первый в русской историографии систематический обзор истории русского крестьянства со времен Киевской Руси до XVIII в. Имеется в виду роман “Kyль хлеба и его похождения” (1873) писателя и этнографа Сергея Васильевича Максимова (1831-1901). Строка из поэмы “Полтава” А.С.Пушкина: “Так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат” (песнь I). В Большом Казачьем переулке (дом 4, кв.12) семья Розанова жила с января 1906 г. по июль 1909 г. Религиозно-философское сочинение Л.Н.Толстого “В чем моя вера” (1884). Сергей Алексеевич Цветков (1838-1964) – литератор, друг Розанова и его библиограф. Под его редакцией издательство “Путь” (Москва) выпустило “Русские ночи” В.Ф.Одоевского. Речь идет о П.А.Флоренском. Волжский – псевдоним Александра Сергеевича Глинки (1878-1940), литературного критика, публициста, историка литературы, одного из друзей Розанова. Розанов был знаком с поэтом Аполлоном Николаевичем Майковым (1821 – 1897) и напечатал некролог на его смерть в газете “Свет” 11 марта 1897 г. Матвей Кузьмич Любавский (1860-1936) – историк, учившийся вместе с Розановым на историко-филологическом факультете Московского университета. Розанов вспоминал о нем в “Мимолетном. 1915 год”: “Какая радость, что наш выпуск в Московском университете дал трех СЫНОВ России: Любавский (М.Куз.), Зайончковский, Вознесенский и я” (запись 20 апреля 1915 г.). Роберт Юрьевич Виппер (1859 – 1954) – историк, в 1897 – 1922 профессор Московского университета, автор книги “Общественные учения и исторические теории XVIII и XIX вв. в связи с общественным движением на Западе” (СПб., 1900; 3-е изд. 1913) и учебника “Новая история для старших классов гимназии”, который Розанов видел у своих детей-гимназистов.