А. А. Мейер Петербургское Религиозно-философское Общество Комментарий и примечания Е.С. Полищука Опубликовано: Вопросы философии. №7, 1992 г.
Примечания
Публикуемая статья найдена в архивных материалах Санкт-Петербургского религиозно-философского общества (ЦГАЛИ, ф. 2176, оп. 1, ед. хр. 37). Текст статьи представляет собой незаконченный черновой автограф. Вероятно, автор намеревался вернуться к нему, внести даты и названия некоторых докладов, дополнить текст количественными данными о деятельности общества. Рукопись не датирована, написана не ранее 1919 г., так как содержит упоминание о наступлении Юденича на Петроград. Публикуется впервые.
1
РФС — Петербургские Религиозно-философские собрания, проводившиеся в 1901—1903 гг. по инициативе супругов Мережковских. Всего состоялось 22 заседания; стенограммы 20 опубликованы в журнале "Новый путь", а также отдельным изданием (Записки Петербургских Религиозно-философских собраний (1902 - 1903). СПб., 1906).2
Новый путь. 1903. № 1. С. 1, паг. 2.3
Карташев Антон Владимирович (1875—1960), богослов, историк церкви, доцент СПбДА (1899—1905), председатель ПРФО (с 1909 г.), министр исповеданий Временного правительства (1917), проф. Православного Богословского Института в Париже (1925—1960).4
Записки С. -Петербургского религиозно-философского общества. Вып. 1. СПб., 1908. С. 1—2.5
Там же. С. 3-28.6
Там же. С. 29—56 (доклад прочитан 15 окт. 1907 г.)7
Там же. Вып. 2. С. 1—18 (доклад прочитан 8 ноября 1907 г.). 8 Точное название доклада: "О сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира" // Там же. С. 19—48 (доклад прочитан 21 ноября 1907 г.).9
Там же. С. 49—75 (доклад прочитан 12 дек. 1907 г.).10
Свенцицкий Валентин Павлович (1880—1931), религиозный публицист, активный сторонник религиозного обновления, основал (вместе с В. Ф. Эрном) в 1905 г. "Христианское братство борьбы". После революции — священник, умер в лагере. Доклад Свенцицкого "Мировое значение аскетического христианства" прочитан 14 февр. 1908 г., опубликован в журнале "Русская мысль" (1908. № 5. С. 89—103).11
Доклад "Идея катастрофического прогресса" сделан В. Ф. Эрном 3 февраля 1908 г., опубликован в журнале "Русская мысль" (1909. № 10. С. 142—159).12
Аггеев Константин Маркович (1868—1920?), священник, публицист, один из основателей "Братства церковного обновления", активный деятель Собора Русской Православной Церкви 1917—1918 гг.13
Еп. Михаил (Семенов) (1874—1916), магистр богословия, церковный публицист, активный деятель петербургских РФС и РФО, основатель так называемого "голгофского христианства"; в 1909 г. перешел в старообрядчество.14
Доклад "Народ и интеллигенция" прочитан 13 ноября 1908 г. (Блок А. А. Собр. соч. в 8 т. Т. 5. С. 318—328). Доклад Н. А. Бердяева "Опыт философского оправдания христианства" (о книге В. Несмелова "Наука о человеке") опубликован: Русская мысль. 1909. № 9. С. 54—72. Доклад Молчановского прочитан 20 дек. 1912 г.15
Доклад "Семь смиренных (Вехи)"// Речь. 1909. 26 апр.16
См. в сб.: Вершины. СПб., 1909. Кн. I. С. 331—363.17
Каменская Анна Алексеевна (ум. 1952), председатель Русского Теософического Общества, основанного в 1908 г. в Петербурге; редактор журнала "Вестник Теософии". Упомянутый доклад сделан 24 ноября 1909 г. и издан отдельной брошюрой (СПб., 1910).18
Памятный вечер состоялся 16 ноября 1910 г. Выступления опубликованы в "Русской Смысли" (1910, № 12). 19 Караулов Василий Андреевич (1854—1910), политический деятель, депутат 3-й Государственной думы от партии кадетов.20
Бейлис Мендель, приказчик кирпичного завода в Киеве. Обвинялся в ритуальном убийстве мальчика А. Ющинского, оправдан судом присяжных в октябре 1913 г.21
Материалы заседаний см.: Записки С. -Петербургского религиозно-философского общества. СПб., 1914. Вып. 4.22
Пропуск в тексте. Письмо В.В. Розанова опубликовано там же (С. 67).23
Доклад был прочитан 13 февр. 1914 г.