Игорь П. Смирнов Замечание о Розанове ( Из книги: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней.
Новое литературное обозрение. М., 1994. с.168.
Для безынстиктивного истерика пол - всегда Другое. Гиппиус писала:
1 <подчеркнуто автором. — И. С. >. ...загадка пола не должна стать ясной и окончательно решенной. Так же как мир, Бог, правда, жизнь никогда нами не могут быть познаны, но лишь все более и более познаваемы, так не узнаем мы и этой тайны. Знание есть конец, смерть или порог безвременья иной жизни...
Если кастрационный характер боится потерять свой пол, то истерический не знает, каким полом он обладает. Оба психотипа принадлежат к отчуждающим характерам. Но там, где первому кажется, что он теряет свое, второй своего вообще не находит. Истерик сексуален вне пола. Как раз поэтому Фрейд и приписал сексуальность асексуальным детям. Фрейд, далее, не отрывает
Eros от Thatanos'а, от психической энергии, разрушающей половое влечение. Коль скоро не пол определяет индивида, истерическая культура строится и мужчинами и женщинами. Часто символистская семья — союз созидателей, в котором оба партнера одинаково участвуют в творческом акте (таковы: Вяч. Иванов и писавшая рассказы Зиновьева-Аннибал, Мережковский и 3. Гиппиус, Блок и Менделеева, актриса).Феминистский психоанализ силится изобразить истерию как прежде всего женскую проблему, как трансисторическую борьбу женщины (и ей подобного мужчины) против маскулинизированной культуры
2. Восстание феминизма против культуры, маркированной в половом отношении, влечет за собой присвоение себе истерии теми, кто разрушает эту отмеченность.У истерического подхода к полу есть и вторая сторона. Абстрагируясь от пола, истерик превращает его в предмет философствования, в отвлеченную проблему — и во всепроблему. Как критик культуры, т. е. как критик и самого себя, истерик порицает ее за то, что она подавляет пол: в “Людях лунного света” Розанов связал возникновение религий с аскезой и самооскоплением, ценность которых он поставил под сомнение
3.
1
Статью Гиппиус “Влюбленность” из ее “Литературного дневника” (1908) цит. по: Русский Эрос, или Философия любви в России, 183.2
См., например: Christina von Braun, Nicht ich …passim. Как по преимуществу женский феномен истерия толкуется и в: Birgit Hoppe, Das andere Gesicht. Grenzen und Potentiale der Histerie, Pfaffenweiler 1986, passim.3
Психоанализ текстов Розанова см.: Raner Grubel, Die Axiologie simbolischer und allegorisher Psychopoetik und ihre Destruktion in der melancholischen Paraphrenie Vasilij Pozanovs. 147.