Калужская область Малоярославецкий район МОУ средняя школа № 1

 

Использование электронной версии регионального пособия «Букварь» в обучении

младших школьников.

 

г. Малоярославец

Учитель:

Наконечная Т. А.

  

Областная конференция ИКТ в образовании.

27 декабря 2005 г.

Когда я познакомилась с содержанием этого букваря, была приятно удивлена тем, как он красочно оформлен! Ни в чем не уступает букварю-учебнику. И, пользуясь тем, что у меня уже есть небольшой опыт работы по учебнику, я бы хотела поделиться с Вами своим мнением, как бы я сейчас использовала электронный букварь в обучении чтению.

У детей младшего возраста повышенный интерес к компьютеру. Они сели за него и сразу стали «немного взрослыми»! Но именно в их возрасте находиться перед компьютером долгое время очень вредно. Тем более, этим почемучкам всегда хочется все пощупать, проверить, разукрасить, попробовать, подержать, т.е. совершить все действия дозволенные и недозволенные.

Зная все эти психологические особенности детей-первоклассников, я бы использовала электронный букварь параллельно с букварем-учебником.

Те учителя, которые работали по учебнику, знают, что все стихотворения, скороговорки, приговорки, заклички в «Букваре» разделены на четыре условных блока:

1-ый создает звуковой образ буквы.

2-ой создает предметный образ буквы.

3-ий создает образ слова, предмета (явления), начинающегося на изучаемую букву.

4-ый имя предмета (явления) как определенный набор букв, позволяющий комбинировать буквы и составлять слова, т. е. комбинаторика слов.

И еще известно, что единицей учебного времени становится не урок, а занятие, продолжительностью от 5-7 до 10-12 минут в первом классе. Вот здесь и можно на любом этапе обучения дополнительно использовать электронный букварь. Он хорош тем, что насыщен различными интересными заданиями, которых нет в учебнике, и, которые детям предлагают задуматься, заняться поиском нужного ответа, отгадки из нескольких предложенных вариантов.

Я попробую показать несколько видов работ на примере ознакомления детей с буквой Ш.

Чтобы познакомить учащихся со звуковым образом буквы, я предложила детям украсить класс воздушными шарами. Как раз на календаре была дата — 1 декабря, первый день Зимы. Один шарик вырвался из рук и полетел по классу. Он свистел и шипел. Детям это понравилось и они тоже отпустили свои шарики. В классе было столько шума, шипения! Дети услышали нужный звук.

Теперь им нужно увидеть предметный образ буквы. Не секрет, что в настоящее время многие дети, до поступления в школу, уже владеют навыками чтения. Но не все могут логически мыслить. На вопрос: «На какой предмет похожа буква Ш?», некоторые дети затрудняются ответить. Вот здесь и нужно включить электронный букварь, где читается стихотворение

«Шапка-ушанка похожа на Ш,

Шапка-ушанка зимой хороша».

И одновременно дается задание соединить карандашом букву Ш и предмет, похожий на эту букву. Прежде, чем выполнить это задание, ребенок просматривает несколько вариантов.

Дети очень любят работать с природным материалом (шишками, веточками). Они с большим воодушевлением выкладывают буквы на паласе в классе. У каждого получается его буква, самая красивая, самая лучшая. И вот, пока идет коллективная работа в классе по созданию своей буквы, можно электронный букварь использовать для индивидуальной работы с некоторыми детьми.

Дается такое задание: «Раскрась определенным цветом букву». И ребенок начинает поиски буквы Ш среди огромного количества геометрических фигур. Это очень трудная, но интересная работа.

Далее даются загадки. Они есть и в учебнике. Но в электронном варианте ребенок находит нужную отгадку из ряда слов, и компьютер словесно поощряет правильный ответ. У ребенка появляется стимул к дальнейшей работе.

Над этими же загадками дети могут поработать затем и в учебнике. Но задания будут носить уже другой характер. Например, нужно посчитать, сколько букв Ш в стихотворении, назвать слова с буквой Ш, напечатать эти слова в тетради, найти положение буквы в слове: в начале, в середине или в конце слова находится буква. Дети могут обвести эту букву цветными карандашами. Эти задания даются на этапе, когда создается образ слова, предмета, название которого начинается на букву Ш.

Графический образ буквы как имени множества единичных предметов, открывает для ребенка возможность и звукового, и шрифтового комбинирования, за которым сокрыт привычный детскому слуху набор букв.

Образ слова, как предмета или явления, начинающегося на изучаемую букву, окончательно формирует в сознании ребенка совокупное образное восприятие буквы не как самостоятельной единицы, но как неотъемлемой части слова, в состав которого оно включено. Слово является носителем изучаемой буквы, а потому не может быть разделяемо, а должно восприниматься в целом виде.

Для этого в букваре есть подбор стихотворных форм, в которых крупным шрифтом выделены слова. Например (опять же беру материал, который используется при изучении буквы Ш): «Макар да кошка, комар да мошка».

Дети находят в учебнике слова, в которых есть буква Ш, самостоятельно работают над комбинаторикой этих слов. Когда работа будет выполнена, можно снова обратиться к электронному букварю. В нем задания еще более насыщенные и интересные. Диктор проговаривает слова, а дети из шариков составляют их. Здесь можно использовать и коллективную работу, и индивидуальную, и поделить класс на группы.

В заключение хочу сказать, что электронный букварь незаменимое учебное пособие. И, используя его параллельно с учебником, можно добиться отличных результатов в обучении детей чтению. В нем есть все, что развивает в детях внимание, память, смекалку. Позволяет формировать у детей действительно красивую, грамотную речь, учит начальным азам в работе с компьютером. Очень хочется, чтобы и по другим предметам, таким, как по математике, русской словесности, окружающему миру, были разработаны такие интересные электронные учебные пособия.