Справка

по итогам апробации ЭИ «Букварь» под редакцией А.Ф. Малышевского

 

С сентября по декабрь 2005 года в школах Калуги и Калужской области проходила апробация ЭИ «Букварь» под редакцией А.Ф. Малышевского. Цель апробации – выявление достоинств и недостатков ЭИ «Букварь» для его дальнейшей доработки.

По итогам проведения апробации учителям была предложена анкета.

В опросе приняли участие 10 учителей.

Результаты анкетирования представлены в следующей таблице:

 

1.

Использование ЭИ "Букварь" А.Ф. Малышевского в процессе обучения

 

полностью

10%

 

частично

80%

 

не состоялось

10%

2.

Характер построения учебного процесса с использованием данного ЭИ

 

обучение на разных уровнях сложности ведется в разных учебных группах

10%

 

обучение всех учащихся ведется фронтально

60%

 

другой характер (укажите какой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Индивидуальное обучение (закрепление материала) – 20%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Какой материал Вы использовали в работе с учащимися? Выберите нужные варианты:

 

 

основной

40%

 

дополнительный

10%

 

иллюстративный

40%

4.

Каково место  ЭИ «Букварь» в процессе обучения грамоте?

 

Можно использовать как дополнительный материал к основному учебному пособию

70%

 

Можно использовать как самостоятельное учебное пособие

 

 

 

Можно использовать для закрепления изученного материала

60%

 

Другое (укажите, что именно)

Использование родителями для работы с детьми дома – 10%

5.

Создает ли ЭИ «Букварь» новые выразительные возможности для развития детей?

 

Создает

70%

 

Не создает

20%

6.

Насколько ЭИ «Букварь» адекватно детскому развитию?

 

ЭИ «Букварь» соответствует возрастным особенностям и может использоваться в период обучения грамоте

80%

 

 

 

Изложение материала и его объем, характер иллюстраций не соответствуют возрастным особенностям детей

 

 

От использования ЭИ «Букварь» лучше отказаться (укажите причины)

10%

(причина – нет звукобуквенного анализа)

 

7.

Считаете ли Вы необходимым ввести музыкальное сопровождение в ЭИ «Букварь»? Если да, то напишите Ваши предложения

 

Да, предлагаю…

10%

При правильном ответе на вопрос, желательно, чтобы звучала какая-то веселая мелодия вместо однообразного « Правильно»

 

нет

80%

8.

Как Вы считаете, голос, озвучивающие ЭИ должен быть

 

Технический

 

 

естественный

100%

9.

Какие задачи по обучению грамоте не решены в данном ЭИ?

 

1. Отсутствует звуко-буквенный анализ слова

2. Слово не рассматривается с точки зрения звукового состава и обозначения звуков буквами, т.о. не решается задача формирования фонематического слуха, умения вычленять звуки, производить звуковой и слого-звуковой анализ слов.

3. Нет ознакомления с рядом языковых явлений

4. Не решается задача речевого развития ребенка

10.

Использовалось ли данное ЭИ в самостоятельной работе учащихся? Укажите, пожалуйста, единственный ответ:

 

нет

50%

 

да, иногда

20%

 

да, регулярно

20%

11.

Вы сочли, что ЭИ удобно для самостоятельной работы учащихся, потому, что… (Отвечайте на этот вопрос, если ЭИ использовалось в самостоятельной работе учащихся). Выберите, пожалуйста, один или несколько ответов:

 

материал в нем излагается доходчиво, последовательно, в материале нет противоречий

20%

 

материал хорошо структурирован (разбит на разделы, которые удобно усваивать)

20%

 

приводится много конкретных, понятных, ярких примеров и иллюстраций

20%

 

есть интересные вопросы и задания, которые нравится выполнять учащимся младшего школьного возраста

40%

 

по другим причинам (укажите, по каким)

 

12.

Вы сочли, что ЭИ не удобно для самостоятельной работы учащихся, потому, что… (Отвечайте на этот вопрос, если ЭИ не использовалось в самостоятельной работе учащихся). Выберите, пожалуйста, один или несколько ответов:

 

изложение материала ведется усложненно, в подаче материала есть противоречия

 

 

материал слабо структурирован, невнятная навигация

 

 

примеров и иллюстраций недостаточно, есть неудачные

10%

 

нет вопросов и заданий для самостоятельной работы и самоконтроля

 

 

вопросы и задания не соответствуют возрастным особенностям учащихся

 

 

по другим причинам (укажите, по каким)

 1. Отсутствие компьютерной техники

2. Т.к. класс коррекционо-развивающего обучения, детям сложно самостоятельно работать – 10%

 

 

 

 

13.

Изменили ли Вы построение учебного процесса в связи с применением ЭИ? Выберите, пожалуйста, единственный ответ:

 

нет

30%

 

да, несколько

60%

 

да, значительно

 

14.

Если Вы изменили построение учебного процесса, то это выражается в том, что… (Отвечайте на этот вопрос, если построение учебного процесса изменилось.) Выберите, пожалуйста, один или несколько ответов?

 

Вы стали больше внимания уделять объяснению материала

 

 

повысилась активность и самостоятельность учащихся

50%

 

стало больше дискуссий в ходе урока

 

 

появились новые нетрадиционные формы урока

40%

 

в чем-то ином (укажите в чем)

 

15.

Работа с ЭИ позволила Вам… Выберите, пожалуйста, один или несколько ответов

 

получить дополнительные знания и опыт

30%

 

проверить и реализовать себя

 

 

работать более самостоятельно

10%

 

лучше понять учащихся класса

20%

 

наладить контакт с классом

 

 

добиться большего авторитета у учеников и коллег

 

 

добиться в работе лучших практических результатов

30%

 

добиться повышения качества усвоения материала

30%

 

работать в школе с большим интересом

30%

 

по-новому посмотреть на работу педагога

30%

 

сократить сроки изучения учебного материала

10%

16.

Кого, с Вашей точки зрения, следует привлечь для доработки данного ЭИ? Выберите, пожалуйста, один или несколько ответов:

 

учителя-практика

90%

 

методиста

 

 

научного сотрудника

10%

 

административного работника

 

 

психолога

20%

 

педагога-исследователя

10%

 

дизайнера

10%

 

специалиста другого профиля (укажите, какого)

 

17

Ваши замечания к данному ЭИ:

 

 

  1. Задания в ЭИ однотипные и небольшое количество, есть неудачно подобранные примеры и слова для тренировки

18.

Ваши предложения:

 

 

  1. обучение работе с ЭИ учителей начальных классов;
  2. на страничке, посвященной комбинаторике добавить больше заданий;
  3. рассматривать слово с точки зрения звукового состава;
  4. ввести пропедевтическое ознакомление с рядом языковых явлений из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, орфографии;
  5. использовать ЭИ «Букварь» в качестве закрепления материала и как игровой момент на уроке

 

19.

Ваши отзывы:

 

  1. ЭИ «Букварь» под редакцией А.Ф. Малышевского вещь нужная и современная;
  2. ЭИ «Букварь» дает ребенку большую самостоятельность при подготовке к школе;
  3. Очень понравился «Букварь», можно использовать как дополнительный материал к любому основному учебному пособию на разных этапах урока;
  4. ЭИ «Букварь2 можно использовать в предшкольной подготовке учащихся.

 

 

Выводы.

Большинство учителей частично использовали ЭИ «Букварь» в процессе обучения. Связано это с тем, что классы учителей начальных классов не оснащены компьютером и медиапроектором, а проводить уроки в кабинетах информатики зачастую нет возможности из-за загруженности этих кабинетов. Большинство учителей (60%) организовывали работу с ЭИ фронтально и лишь часть учителей применяли ЭИ для организации индивидуальной и групповой работы. 70 % опрошенных считают, что ЭИ можно использовать как дополнительный материал к основному учебному пособию, 60% учителей сходятся во мнении, что «Букварь» хорош в качестве закрепления изученного материала. Согласно опросу, ЭИ «Букварь» создает новые выразительные возможности для развития детей, соответствует возрастным особенностям. Все опрошенные учителя едины во мнении, что голос, сопровождающий чтение заданий должен быть естественным, а музыкальное сопровождение будет отвлекать детей.

40 % учителей использовали задания ЭИ «Букварь» для организации самостоятельной работы детей (полностью или частично) и сочли это возможным, т.к. материал в нем излагается доходчиво, последовательно, хорошо структурирован, приводится много конкретных, понятных, ярких примеров и иллюстраций, есть интересные вопросы и задания, которые нравится выполнять учащимся младшего школьного возраста. Только 10% опрошенных сочли ЭИ неудобным для самостоятельной работы из-за особенностей класса (коррекционно-развивающего обучения).

В результате использования ЭИ «Букварь» повысилась активность и самостоятельность учащихся (50% опрошенных), появились новые нетрадиционные формы урока (40% опрошенных). Треть опрошенных учителей отметили, что применение ЭИ «Букварь» на уроке позволило им:

·      добиться в работе лучших практических результатов;

·      добиться повышения качества усвоения материала;

·      получить дополнительные знания и опыт;

·      по-новому посмотреть на работу педагога;

·      работать в школе с большим интересом.

90 % учителей считают, что в разработке ЭИ должен принимать участие учитель-практик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ректор КОИПКРО                                                                   Н.С. Вощенкова

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: методист Иванова Т.В.

Тел. 57-52-79