Обновление 30.03.02
 
Главная
История
Особенности
Сюжеты
Славянские символы
Славянские символы 2
Славянские символы 3
Славянские символы 4
Славянские символы 5
Галерея
Партнеры
Реквизиты
 Особенности лепки и росписи народных мастериц .

  Специалистов поражает пластика хлудневской игрушки, её живость, красота, её своеобразная эстетика.
  Глину (синику) синюю берут за деревней в ямах. Мелко порубленную, твердую, её на два дня заливают водой, а потом опять рубят лопатой, поливают водой и тщательно месят. Потом натирают руками, как домашнюю лапшу, пропускают сквозь пальцы, чтобы в тесте не осталось ни одного камушка, а то игрушку "порвёт" при обжиге или после него.
  Вязкая, однородная, какмтесто, масса легко мнется, формуется, позволяет свободно вытянуть форму игрушки целиком. Комок глины становится сначала колоколом юбки, из него поднимается изящный стан барыни, ловко вытягивается маленькая головка. Мастерица отделяет от глины комочек, ровно столько, сколько надо, чтобы хватило на свистульку, потому что в основном лепят её из единого куска всю от начала до конца. Но иногда примазывают к ней отдельно сделанный свисток - "куржупку" (куцупку).
  Не по одному разу пройдутся бережно по игрушке теплые, ласковые руки мастерицы: очень уж глина непослушная, так и старается все свои капризы показать. Свистулька будто живая - только что подправили её, пригладили, глядь, через какое-то время снова пошла трещинками. Так и ласкает её мастерица подолгу, кропотливо, пока не присмиреет будущая игрушка, пока не станет гладкой, ровной, без единой трещинки - вот теперь с ней модно и дальше работать.
  Чуть отвердеет свистулька, снова принимается за неё мастерица - надо чтобы она запела звонко. голосисто. Для этого деревянной палочкой прокалывается в игрушке отверстие. Эта палочка называется у мастерицы спицей, у неё один конец острый, чтобы дырочки прокалывать. Отверстие прочищается тщательно, осторожно, чтобы не попортить изделие. И пробует мастерица, что за звук получится.
  Сначала не очень певуче выходит - ведь игрушка еще не готова, но уже по этому предварительному напеву мастерица чувствует - какой будет "голос" у поделки. Если что-то в "голосе" не понравилось, тут же палочкой-спицей отверстие подправляется и поделка свистит весело, пронзительно, звонко.
  Многие годы и даже тысячелетия отрабатывались приёмы лепки наиболее рациональных форм. Самые удачные находки передавались от мастерицы к мастерице, из поколения в поколение.
  Поэтому глиняная игрушка приобрела ряд устойчивых образов и сюжетов. Например, конусообразная юбка в фигуре женщины, обтекаемая ( в виде капельки) форма птички-свистульки.
  В частности, индивидуальные отличия отбрасывались, оставались только типовые признаки, присущие множеству сходных предметов.
  И изображении коня - крутая грива и 4 конических ноги, аналогичная  фигурка, но с удлинеными и горбинкой на морде - лось.
  Предельно обобщенные основные объёмы, одна-две характерные детали, без которых невозможно понять сущность изображенного, - таков творческий  метод мастериц деревни Хлуднево. Фигурки, сотворённые мастерицами с поэтической душой, сами излучают тепло, поражают силой и красотой пластики. И это не удивительно, ведь крестьянский вкус воспитывался на великом разнообразии окружающего, к многоголосной гармонии привыкал и слух и глаз.
  В глиняных, грубоватых на вид игрушках, деревни Хлуднево удивительным образом чувствуется самая седая наша древность. У старых мастриц архаика полнейшая, но очень выразительная, очень образная, забавная, даже озорная.
  Крестьянские руки ваятельницы толстые, корявые, похожие на древесные ветви и сучья, восхищают не меньше, чем пальцы музыканта. Руки деревенской художницы претворяют мертвый материал в изображение, в согласии с душевным желанием рождают благозвучный пластический образ. Мастерицы понимают, что глиной можно передать внутреннее состояние фигурки, её движение, характер.
  Любимой хлудневской игрушкой является "грематуха" (погремушка). Хлудневские мастерицы рассказывают, как она создаётся: "Лепим сначала колокол-юбку, потом "блинчик" на ладони порубим и шариков в него положим три штучки, - если много класть - слипнутся. Получилось дно грематухи - его примажем. Теперь слепим отдельно головку на шейке, к ней шапочку примажем, а то и платком прикроем. Потом спицей дырку сделаем в юбке и голову туда посадим. Из "колбаски" воротничок наденем, зубчиками уберем, "жерелинки" (ожерелье) спицей ткнем. Теперь цветок кукле дадим: наберем его из пяти колбасок, дырку сбоку провернем и вставим в неё цветок. А с другой стороны посадим под мышку какого-нибудь зверя, пусть Мишку. У него ушки лепим широкие, у коника - короткие, у лисички - остренькие, высоконькие. Собачке хвостик делаем закорюченный и лепку сложим. Теперь цветочек и Мишку обнимем "колбаской" и привяжем к кукле, чтобы крепче были. Напоследок руки примажем из "колбаски", вставим их в дырки сзади и наперед заведем, лишнее отщипнем и пальцы на руках отметим". Так "вкусно" работают хлудневские мастерицы.
  Характерная особенность женских фигурок - расходящаяся колоколом юбка, которая одновременно является и важной декоративной частью и устойчивым основанием. Нарядность  им придают лепные оборки и воланы, высокие головные уборы вносят разнообразные варианты и создают сюжетную завязку.
  А коников больших размеров (14-15 см) создавали так: из глиняного жгута мастерицы делали полый цилиндр или два цилиндра. После чего приступали к "налепам" на цилиндр пластов глины, придавая характерную изогнутость спине, расширяя круп лошади. Голова с шеей и ноги лепились отдельно, их приделывали к готовому туловищу. Мокрой тряпкой тщательно заглаживали швы. В итоге создавалось впечатление, что конь лепился из одного куска глины.
Вы можете задать свои вопросы здесь:
 При создании сайта были использованы публикации Д.П. Дундуковой, зав. научным сектором "Дома мастеров" г. Калуги, заслуженного работника культуры России.

Главная |История| Особенности| Сюжеты|Славянские символы|Славянские символы 2|Славянские символы 3|Славянские символы 4|Славянские символы 5|Галерея|Партнеры |Наши реквизиты
______________________________________________________________________________________________
© Copyright Аркадий Орлов.Email:ortek@kaluga.ru
 
ОРТЕК. Здесь Вас ждут жуткие истории о картриджах и чернилах
"ОРТЕК"-Супертехнологии восстановления картриджей струйных принтеров. Чернила для принтеров.