Обновление 30.03.02
 
Главная
История
Особенности
Сюжеты
Славянские символы
Славянские символы 2
Славянские символы 3
Славянские символы 4
Славянские символы 5
Галерея
Партнеры
Реквизиты
 Сюжеты, обереговый характер хлудневской игрушки .

  Создатели народной игрушки были крепко связаны с землей, с деревенским трудом, природой и поэтому надолго сохранили целостность  народного художественно- образного мироощущения.
  Узкий, устойчивый круг тем и сюжетов, непринужденная, часто с "брачком" лепка, свободная, скоротечная манера росписи, древние мотивы в узоре и то, что почти все игрушки - свистульки, а не просто безделушки - во всём этом сказывается характер крестьянского народного творчества.
  Любо смотреть, как лепят мастерицы, почти не глядя, знают наизусть каждое движение, искусно приминают, гладят. вытягивают. Всё кажется просто и легко, игрушка будто появляется сама собой. А мастерица в это время рассказывает, спрашивает, вспоминает. К каждой игрушке найдётся у неё меткая приговорка, прибаутка, даже целая история.
  Живая, рукотворная форма игрушки сохраняет следы лепки, передаёт движение пальцев, даже их усилие. Всё это окончательно закрепляется при обжиге.
  Готовые (слепленные) игрушки сначала сохнут на водухе сутки или двое. Досушивают их на печке (или в печке), пока не посветлеют. Сушат в печке на сковородах и противнях, перед окончательным обжигом прожаривают в печке, и только затем обжигают в горнах (на огородах, внизу у воды, у речки Сталовушки).
  Раньше, да и сейчас игрушку обжигают в тех же горнах, где и посуду. Но лет 15 назад хлудневцы придумали рационализацию - горны для обжига только игрушек. Небольшая кирпичная печка с металлическим диском от автомобильного колеса. Игрушки выкладывают на дно диска, под ним топка, куда постепенно подкладывают дрова. Сначала игрушки прогревают, а потом, когда пойдёт настоящий опар. кладут хорошие дрова "на запал". Горн покрывают сверху черепицей, листами железа, часа три идёт обжиг.
  В процессе обжига происходит удивительное превращение - изделие меняет свой цвет, глина теряет природную окраску и становится бело-розовой, с мягкими оттенками серого и жёлтого. По цвету и определяют готовность изделий после обжига.
  Теперь игрушки окончательно закалены и в "белом" вариантеещё ярче выступает характер ручной лепки. А затем идет роспись (раскраска), т.е. нанесение на игрушку узора сопределённым значением.
  "У красок, - писал М. Волошин, - есть определённый символиум, покоящийся на вполне реальных основах". Так, в глиняной игрушке хлудневских мастериц:
Красный цвет - . цвет земли, тела, крови, символ огня, высоты духа, красоты.
Синий цвет - . цвет воздуха, космоса
Жёлтый, оранжевый цвет - . цвет солнца, огня
Зелёный цвет - . символ возрождения жизни
Белый цвет - . свет
Чёрный цвет - . тьма
Лиловый цвет - . символ скорби

  Для росписи игрушек применялись сначала минеральные краски и различные глины (ангоб), смешанные с яйцом и молоком, но чаще краски добытые из цветов и растений:
чёрная - из отвара ольховых веток;
оранжевая - из молочая, зверобоя;
светло-жёлтая - из цветов ромашки;
тёмно-синяя - из цветов сон-травы, васильков;
зелёная - из чёрной ржи;
жёлтая и коричневая - из гречневой половы, желухи лука. Главным орудием труда в раскраске раньше были соломинки.
  Из городов в середине XIX в. пришли яркие анилиновые красители ("фуксин"-"куксин"), мастерицы расписывают уже не соломинками, а перышком или косточками.
  Представляют интерес и знаки орнамента на глиняной игрушке. Первые знаки орнамента, которые до сих пор встречаются в росписи игрушки, были связаны с первобытной охотой. Наиболее распространены ромбы разной формы с прерванными линиями, заходящими один в другой. На поверхности глины они создают красивый узор. Образовался он на косом или прямом прямом срезе бивня мамонта. Этот рисунок, перенятый народными мастерицами у природы, пережил тысячелетия и дошёл до наших времен. Сначала это был знак счастливой охоты, а позже он стал знаком земли и плодородия. Выделенный рисунок ромба стал со временем знаком неба, солнца, жизни.
  В земледельческий период появляется ещё один знак - знак засеянного поля - квадрат с вписанным в него крестом и точками (зерном). Но самым распространенным орнаментом был знак солнца - солярный знак. Он получил великое множество вариантов. Это и бесконечное разнообразие крестов, крес в круге, розетки, свастики (гашмированный крест). Солярные знаки - квадрат, треугольник.
  Распространены в раскраске глиняной хлудневской игрушки знаки:
воды и дождя - SSII, волнистые и прямые параллельные вертикальные и горизонтальные линии,
колоса и травы - точки, пучки точек разного цвета.
  Расписывают в деревне Хлуднево обычно не всю игрушку, а отдельные её детали: хохолки, крылья, рога, уши, хвосты, часть туловища. Основным же цветом остаётся натуральный белый фон глины.
  В росписи удаётся достигать удивительной гармонии. В прошлом цвет был строже и мягче по сочетаниям, узор крупнее и проще, лепка небрежнее и энергичнее, темпераментнее. Улыбчивость, добродушие передавались от мастериц к их творениям. Однако и в отделке и в лепке игрушек происходят заметные изменения, особенно в последние годы. Если раньше мастерицы "делали всё сопелки" да "грематушки", теперь стали лепить деревья, высоких барынь, крупных петухов, лодки. Начали "белить" игрушку. Но по-прежнему все мастерицы лепят "свистки-лежачки" (Т.И. Бубнева) и "сопелки на ножках", кукол "грематух", барынь, коников. А уж кого на дерево посадить, да что дать в руки барыне, или какого зверька к "куржупке" примазать - тут уж "что только ни придумаешь, то и прилепишь". Поэтому, вероятно, и сохраняет хлудневская игрушка самое ценное своё качество, запечатленное в пластике - восприятие крестьянским художником жизни и природы как единого неделимого мира.
  Множество фигурок и деталей мастерски соединяют игрушечницы в скульптурные композиции: "петушки-соловьи", коники, медведи, собаки и человечки, цветы и листья, головки разных зверей и животных, лапки и хвостики - все эти отдельно изготовленные элементы лепятся, привязываются, примазываются друг к другу, вырастая из единого ствола, олицетворяя сильное и плодоносное дерево, когда-то "Дерево жизни". Ему уподоблены и всевозможные свистульки, напоминающие сучёчки, ветви с гнёздами, дупла с выглядывающими оттуда зверюшками и птичками.
  Эта древнейшая символика ярко выражена и в пластике древоподобной хлудневской куклы, прорастающей цветущими ветками с листьями, ягодами, плодами и птицами. Вместе с тем, кукла правдоподобно передаёт конкретные детали калужского народного костюма. В её форме читаются силуэты косоклинного сарафана, "китайки" и "рубахи"; в головных уборах - платок, повойник, повязка, венок; в шейных украшениях: приставной воротник, ожерелья.
  Неслучайно также предпочитают мастерицы в росписи игрушек чаще всего красный, малиновый, зеленый цвета. Это цветосочетание типично для калужской вышывки и ткачества, для народного костюмя. По нашей хлудневской барыне и сейчас можно узнать старую деревенскую моду.
Вы можете задать свои вопросы здесь:
 При создании сайта были использованы публикации Д.П. Дундуковой, зав. научным сектором "Дома мастеров" г. Калуги, заслуженного работника культуры России.

Главная |История| Особенности| Сюжеты|Славянские символы|Славянские символы 2|Славянские символы 3|Славянские символы 4|Славянские символы 5|Галерея|Партнеры |Наши реквизиты
______________________________________________________________________________________________
© Copyright Аркадий Орлов.Email:ortek@kaluga.ru
ОРТЕК. Здесь Вас ждут жуткие истории о картриджах и чернилах
"ОРТЕК"-Супертехнологии восстановления картриджей струйных принтеров. Чернила для принтеров.