Интервью с Хироси Исояма Сэнсэем (Aikido journal № 119)

Хироси Исояма поступил в Ивама Додзё Основателя, Морихэя Уэсиба, ещё мальчиком 12 лет. Он - является одним, из небольшого числа людей (другой Морихиро Сайто), которые находились в непосредственной близости с основателем, во время периода созревания современного Айкидо. Исояма, страстно относится к своему изучению Айкидо, и этот динамизм отражен в его взрывной технике. Теперь, он находится в отставке, после длинной карьеры, в Военно-Воздушных Силах Самообороны, Исояма посвящает полный рабочий день своей практике Айкидо. Он становится, все более и более известен, на международной арене, и также и часто посещал зарубежные страны, за последние годы.


Пожалуйста расскажите, как вы начали заниматься айкидо?

Вернемся назад в 1949 год, как вы знаете, это были очень тяжелые времена для Японии. Мое семейство содержало гостиницу. Разного рода люди посещали её, включая членов якудза. И в таком положении, я думал, нужно быть абсолютным дураком, чтобы не изучать какое-нибудь воинское искусство. Я пришел в айки додзё (оно тогда не называлось "айкидо", у него было название "Айки Сюрэн додзё"), и поступил в только что сформированный детский класс, так что я начал заниматься с некоторыми другими детьми из соседних окрестностей. Мне было двенадцать в то время.

O-Сэнсэй все еще жил в Ивама в то время?

Да, он только после приблизительно 1955 года, начал постепенно делать поездки далеко от Ивама. O-Сэнсэй преподавал вечерние детские классы.

Были ли наставления, те же, что и в Хомбу Додзё Токио?

Я не знаю, как он преподавал в Токио, но он имел привычку неожиданно появляться и захватывать запястья всех дэси индивидуально и преподавал именно таким способом. Сам он не подал, но он делал технику, например иккё, на каждом человеке на татами индивидуально, в то время, как другие наблюдали. Он никогда не детализировал объяснения.

Не было никаких татами или циновок в этом додзё, так что обучение было весьма болезненно. Это была одна из причин, почему трудно было заставить людей приезжать в Ивама. После нескольких лет, всё же постелили татами в додзё, но мы практиковали на деревянном полу, и это было крайне неприятно. Если вы плохо страховались при падении, ваша голова звонко стукалась о деревянный пол, и это создавало большой шум, и боль казалось, пронизывала всю голову. После того, как мы постелили татами, тем не менее, всё же было падать не менее больно. Естественно, укэми несколько изменились с тех пор, как мы передвигались и падали на деревянный пол.

Кто был в додзё тогда помимо Сайто Сэнсэя?

Тогда там находились, Такэо Мурата, Сакаэ Симада (представляет Префектуру Ибараги, как председатель Федерации), и Сатио Яманэ. В любом случае, я бы сказал, что там не было много людей, которые обучались там в то время. Также был некий Кунио Ояма, который позже стал учеником профессионального борца Рикидодзана, и люди подобные ему находились там, в качестве утидэси.

Я понимаю, что вы в результате поступили на службу в Японские Силы Самообороны.

Да, я поступил на службу Военно-Воздушные Силы Самообороны и меня послали на Титосэ в 1958 году.

Вы организовали клуб Айкидо, там на Титосэ?

Да. Сначала моими единственными дэси были члены Американской военной полиции, но позже, меня попросил командующий гарнизона преподавать также членам Японских Сил Самообороны. Я тогда выучил английский язык, так как он мне был необходим.

Во время вашего недавнего посещения Лос-Анджелеса, вы преподавали по-английски?

Да, полностью по-английски! А вы как думали?! (Смеётся)

Так как многие из ваших учеников, среди американской военной полиции, должно быть, были физически очень развитыми и большей массы чем вы, вы должно быть придумывали новые способы того, как делать ваша технику на них?

Конечно придумывал. Практика с людьми, подобными им, полностью отличается от работы с людьми, которые меньшие чем вы. Выполнить иккё, против намного большего, чем вы противника очень трудно, особенно в понятиях способа, согласно которому вы должны слиться с ним, и использовать это против него. Практика с такими людьми, послужила мне большим уроком, и позволила приобрести огромный опыт.

Мои техники катагурума и гансэкиотоси, например, появились когда я преподавал косинагэ. Когда я пробовал делать косинагэ на более высоких учениках, я понял, что они могут просто переступать через меня; независимо от того, как я проводил технику, я не мог бросить их, потому что предполагаемая разность высоты, не позволяла поместить мои бедра в подходящую позицию. Тогда у меня появилась идея, пробовать поместить их поперек моих плеч, вместо бедер, и это сработало. Я не старался быть грубым, или покрасоваться, я только пробовал заставить мою технику работать. Потребность - мать изобретения!

В Титосэ, было много борцов, боксеров и т.п., которые приходили, чтобы высмеять нас, и то что мы делали. Из-за после военного времени, имелись много разного рода людей в американской армии. Обычно во время практики айкидо, вы применяете вашу технику, потому что ваш противник перемещается нападая, но когда я делал так, многие из них жаловались, что они не были готовы; они хотели, чтобы я позволил им сделать хороший захват или атаку, и затем посмотреть, что я буду делать. Обычно, на практике противник атакует спереди, а затем двигается вокруг, за спину нагэ, так что укэ, не имеет шансов, применить его атаку полностью. Но это не убеждало их, и они хотели сначала захватить меня плотным захватом, чтобы я попробовал вывернуться из него.

Другими словами, вы были должны исполнить технику, при наиболее трудных обстоятельствах.

Имелся один парень, борец, который занял шестое место на Олимпийских играх в Хельсинки, он повалил меня на землю и "обернулся" вокруг меня так, что я не мог использовать мои руки или ноги, и из этой позиции бросил вызов мне, чтобы я пробовал двигаться. Единственная часть моего тела, которая была все еще свободна, была моя голова, так что я ударил моей головой назад ему в лицо. Это запрещено в борьбе и конечно он этого не ожидал, но такие правила не относятся к будо. Поскольку я атаковал его лицо, я услышал крик и использовал мгновенное слабости, чтобы выйти из захвата. Я сказал ему, " Это - то, что мы называем будо! " И он согласился. Подобные ситуации случались почти ежедневно.

Вы когда-нибудь говорили с вашими американскими учениками об основателе, Морихэе Уэсиба?

Да. Я даже брал некоторых из них в Ивама, чтобы они увидели его. Они не могли поверить, когда видели, как меня бросает на длину циновки O-Сэнсэй. Они говорили, "как может любить вас старик, который может бросить любого из нас так легко?! " Я ответил, " Это - то, что я сам хотел бы знать! " (Смеется), я объяснял что айкидо, не имеет никакого отношения к возрасту. Они спросили, могли ли бы они пробовать удержать O-Сэнсэя непосредственно и один из наиболее жаждущих захватил О-Сэнсэя, и был побежден. Они не могли понять, как он это делал; они только знали, что он их бросал.

Последний раз, я поехал в Соединенные Штаты, я встретил одного, из тех ЧЛЕНОВ ПАРЛАМЕНТА, который был моим учеником. Я не видел его около сорока лет. После того, как он получил сёдан, он вернулся в США, закончил университет в Бостоне, и позже служил офицером во Вьетнаме. После этого, он поступил в ФБР, где много лет был вовлечен в изучение и обучение методов фиксации, или что мы называем "тайходзюцу" в Японии. Он использовал Internet, чтобы помочь мне найти некоторых из тех, кто также были моими дэси тогда. Действительно замечательно то, как айкидо формирует отношения подобные этим. Даже, если они разделены временем.

Айкидо, как Будо

Как вы говорили, вы делаете акцент на важности будо, в практике айкидо?

Так как я занимаю положения преподавателя айкидо, я чувствую, что я должен сохранить мой ориентир в одном направлении. Практика людей в айкидо, по ряду "причин", сводится к поддержанию себя в хорошей спортивной форме или тренинге для здоровья, но "айкидо - это будо", признаёте вы это или нет. Нет проблем, если люди желают заниматься айкидо просто для того, чтобы оставаться в хорошей форме. Но я думаю, что они все мучаются от бессонницы, когда представляют потенциального противника. Это - важный, и основной аспект будо, и я думаю, пренебрегая им или принижая его роль, ваша практика приведет к уходу от реального духа айкидо.

Размышления основателя, изменялись за все эти годы, когда он только начал преподавать айкидо, и в более поздние годы его жизни, так же было и с техникой, она тоже изменялась. Имеются очень немного людей, которые имели прямой контакт с ним на промежутке нескольких десятилетий, имеется много различных способов. Это подобно старой истории о трех слепых, ощупывающих различные части слона и предоставляющих на основании своих ощущений, что такое слон. В этом смысле, интересно, имеется ли вообще тот, кто полностью понимает величие О-Сэнсэя. Некоторые люди были в контакте с O-Сэнсэем, в то время, когда он распространял айкидо- как будо; другие же узнали о нём тогда, когда он подчеркивал, что айкидо - это "путь гармонии"; тем не менее, есть те, кто знал его в различные периоды его жизни. Все эти люди, будут иметь различные точки зрения и интерпретации айкидо, и я не думаю, что можно говорить о том, что кто-то из них лучше чем другие.

Я также думаю, что имеются различия в зависимости от возраста ученика. Более молодые люди, естественно искали сильный вид айкидо, в то время как те, кто были старше, возможно, были более заинтересованы аспектами типа: гармонии и духа, так что, каждый брал своё от знакомства с O-Сэнсэем. Проблемы подобно этим, делают практически невозможным говорить об айкидо, в четких терминах.

Как вы знаете, O-Сэнсэй никогда не писал много об айкидо в книгах, хотя некоторые из этих техник зарегистрированы в "Будо". Иногда я задавался вопросом, почему он не писал больше об айкидо, но с другой стороны, я понимаю: его размышления постепенно менялись, и он возможно чувствовал, что то, что он писал в те годы, когда он был ещё молод, противоречат его размышлениям, в более поздние годы. То же относится к его техникам: если бы он, заявил что-нибудь категорически о какой-либо технике или принципе, то он мог бы противоречить себе позже, так как он развивался.

Другая проблема состоит в том, что разные люди имели тенденцию интерпретировать слова О-Сэнсэя по своему, даже при том, что он фактически говорил одно и тоже всем им. Люди зачастую предпочитают выражать их собственную интерпретацию, как будто это их собственные слова. В результате это ведет к путанице.

Когда O-Сэнсэй преподавал, он никогда не детализировал объяснения. Одна причин, состояла в том, что многие из его учеников, были уважаемыми людьми, которые занимали высокое социальное положению в обществе, например военные офицеры, политические деятели, высокопоставленные практики других воинских искусств, люди из финансового сектора, главы частных предприятий и многие другие. И если слишком много вдаваться в подробности людям такого склада, например обучать их: "это - способ, которым вам надлежит делать поклон", подобное заявление, было бы расценено как снисходительное отношение или оскорбление.

Во время практики, O-Сэнсэй часто говорил на почтенном языке, с людьми, выше его по социальному положению и учил нас(дэси) разговаривать также.

Ещё один аспект, дебаты относительно атэми. Каковы ваши размышления по поводу использования атэми в боевом искусстве?

Выполнение атэми, просто ради выполнения атэми, приводит только к пустой форме. Бессмысленно использовать атэми, если ваш удар, на самом деле не реален. Атэми не обязательно красив, но всегда должен быть эффективен. Также, если вы размышляете серьезно об атэми, вы также, должны рассматривать применение ударов ногами.

Каратэ, например, имеет превосходные техники ударов ногой. Я бы сказал, что в большинстве движений каратэ - преобладают прямолинейные движения, в то время, как айкидо, подчеркивает больше круговые или сферичные движения. Оба эти метода, имеют преимущества и недостатки, и я не думаю, что вы можете утверждать, что один метод лучше, чем другой. В любом случае, если вы собираетесь использовать удары руками и ногами, как атэми в айкидо, вы должны постоянно думать о том, как сопоставить их с техникой, так, чтобы они не мешали слиянию с противником и совпадали с основными техническими действиями.

Противоречия в применении оружия

Использование оружия в айкидо - другая проблема, о которой сейчас многие спорят. Как вы думаете, оружие несёт какое-либо значение в практике айкидо?

Я думаю, определённо да. Техники подобно татидори (отнимание меча) и дзёдори (отнимание палки), включены в экзамен на Дан - степень, и те люди, которые практиковали только техники с пустыми руками, будут не способны выполнить их, не так ли?

Также, даже если вы не имеете серьёзный опыт самостоятельной практики техник оружия, но всё же вы навряд ли сможете эффективно противостоять вооруженному противнику. Вы думаете, позволил бы эксперт кэндо, бросив вам вызов, выполнить татидори айкидо против его меча? Или дал бы вам шанс практикующий Мусо-рю Дзё, выполнить дзёдори? Я сомневаюсь.

Я думаю, что техники оружия чрезвычайно важны, но я также думаю, что опасно практиковать их поверхностно; если вы собираетесь практиковать техники оружия, то изучать их необходимо, должным образом и полностью. Это - основная причина, и я не думаю, что вам необходимо знать много вариаций татидори и дзёдори. То же относится и к тантодори (отнимание ножа), против настоящего клинка вам нужно знать, не более двух техник. Все, в чем вы нуждаетесь - это одна или две техники, и если вы действительно претендуете на роль мастера, то я думаю, что вы обязаны иметь в своём арсенале подобные техники. Конечно, всякий раз, когда вас атакуют оружием, будет иметь место элемент опасности.

Так как мы не можем фактически практиковать с настоящими клинками в додзё, мы используем деревянные мечи (бокуто) вместо катана, но если вы захотите сделать ваше обучение эффективным, то необходимо думать о бокуто, как о катана, а не как о палке. Это включает, и намерение атаковать, быстро и решительно, с полной самоотдачей. Вы не сможете воспитать в себе надлежащую серьезность, если атакуя будете думать только о том, как выполнить укэми. Это - хорошая идея, держать в памяти подобные вещи, когда вы обучаетесь с оружием.

Часто кажется, что в айкидо нет схваток. Но я думаю, что схватка это существенно, так как O-Сэнсэй однажды сказал, " Победа и поражение - это относительные вещи, но айкидо не ищет относительную силу, но ищет абсолютную силу. Поэтому айкидо, обучает ежедневно ' побеждать до вступления в борьбу."

Что вы думаете, о взглядах основателя на практику техник оружия? Например, согласно Морихиро Сайто Сэнсэю, основатель практиковал с оружием постоянно, и следовательно айкидо Сайто Сэнсэя, содержит много техник оружия. С другой стороны, другие указывают, что основатель не преподавал оружие в Хомбу додзё, и фактически гневно реагировал, если вдруг кто-то там практиковал с боккэн или дзё.

Я думаю, что это - правда, O-Сэнсэй, не преподавал техники оружия в Хомбу Додзё. Это, возможно, связано с тем, потому что он не имел возможности и времени практиковать оружие в Хомбу. Когда он возвращался назад в Ивама, он имел много времени, для подобного рода практики, и те из нас, кто практиковал с ним в это время, была возможность изучать его техники оружия, подобно Кэн и Дзё. Так, что Сайто Сэнсэй говорит правду, так же верно и то, что O-Сэнсэй гневно реагировал на практику оружия другими дэси в Хомбу Додзё. Фактически, я видел, что O-Сэнсэй ругал дэси непосредственно при мне, и это было связанно с тем, что люди выполняли соединенные формы действий с мечом (кумитати) даже при том, что они не могли делать обычные одиночные упражнения(субури). Я думаю, что O-Сэнсэй чувствовал, что, если его дэси собирались практиковать меч, они должны делать это должным образом, и он был в гневе, если видел, что они размахивают мечами, как в киношной драме про самураев.

Однажды для демонстрации с Сайто Сэнсэем, я думают, тогда у меня был уровень сандан(3 Дан), я спросил O-Сэнсэя, чтобы он разрешил мне использовать настоящий нож для нашей демонстрации тантодори, но он отклонил эту идею. Я думаю, что он имел более ясное представление о моих реальных способностях, чем я сам в то время. Некоторое время спустя, я использовал настоящий нож на другой демонстрации, O-Сэнсэй не знал об этом, и конечно, я поранил себя. Я чувствовал себя настолько в дурацком положении, и только тогда понял, почему он отклонил мою просьбу.

Имеются люди, которые практикуют другие воинские искусства, наряду с айкидо, например, смешивая иайдо или каратэ. Например изучая каратэ, выяснить способы защиты от ударов ногами, в то время, как другие практикуют кэндо, чтобы узнать больше о работе мечом.

Я думаю, что прекрасно иметь подобного рода практику, в некотором роде; но я также считаю, что если вы, увлечётесь техникой и уёдете от слишком далеко от основ, то ваше айкидо разовьётся не в будо, а в простую борьбу. И в результате, бросая вызов другим формам будо, вас одолеет жажда кого-нибудь победить.

Но я думаю, что более важно, помнить предостережение О-Сэнсэя, что воин должен, "победить до боя". Как известно он говорил, "даже ядерные бомбы не пугают меня", это заявление, базируется на том, что вы должны удержать вашего противника от поражения. Недостаток оценки опасности, в подобного рода ситуации, исходит не от знания того, какие принять ответные меры в том или ином конфликте, а скорее от духовной неграмотности, которая приводит к непониманию, как можно погасить конфликт в зародыше. Оружие ненужно там, где не имеется конфликта, поэтому вас не атакуют, если вы находитесь в таком месте. О-Сэнсэй сказал, "Наше обучение каждый день - это истинное сражение". Он также говорил, "Никогда не бойтесь другого стиля (рюха), независимо от того, насколько он велик; но также никогда не презирайте менее известные стили, независимо от того, какие они маленькие". А также, "Айкидо делает так, чтобы вобрать в себя всё, что есть хорошего в других стилях".

Имеет место тот факт, что после войны, большинству людей, преподающих айкидо, O-Сэнсэй перестал преподавать оружие, наверное это связанно с переоценкой О-Сэнсэем практики оружия.

Я думаю он чувствовал, что имеется потребность техник оружия в айкидо. Именно поэтому, он стал изучать Касима Синто-рю, а также другие стили. Это конечно - только мои догадки, но я думаю О-Сэнсэй, расценивал оружие, как существенный и необходимый элемент айкидо, если конечно оно практикуется, как будо.

Действительно, в прошлом, когда люди думали о будо, они рассматривали его, как "составное боевое искусство" или "всестороннее" будо (сого будо), которое включает в практику изучение оружия.

Да, но также важно думать о том, какова цель такого обучения. Если цель нашего обучения просто казаться внешне сильным, то оружие станет только инструментом убийства. Я думаю, что более важно, когда вы используете меч, дзё или какое-то еще оружие, следовать такому обучению, которое поможет вам улучшить себя, как человека и более глубоко понять смысл слова гуманность. Другими словами, цели вашего обучения - более важны, при рассмотрении роли оружия в будо сегодня.

Для О-Сэнсэя цель практики оружия, кажется состояла в использовании его, как канала или трубопровода энергии Вселенной. Наверное вы это имеете в виду.

Он часто выполнял упражнение, называемое нидзюхаппо-гири (удары мечом в восьми направлениях двадцать восемь раз), в котором он атакует семь раз, в каждом из четырех направлений, как способ рассеять зло и дзяки (буквально: болезни, недуги) в окружающем его мире, а также вычистить подобное зло в своем собственном сердце. Я думаю, что прекрасно, если вы практикуете техники меча подобным образом.

В более зрелые годы О-Сэнсэй, кажется "обладал" божеством (ками). Например, он, как известно ругая одного из его дэси говорил, что "это не Уэсиба ругает вас, это - ками!"

Да, я часто слышал такие его заявления, но я думаю, что он подразумевал, что он лично не ругал дэси из-за чувства гнева, а скорее он ругал их в более широком понимании, чтобы помочь им расти. В том смысле, я не уверен, что будет верно говорить, что О-Сэнсэем "обладали боги"; об этом говорили люди окружающие его, которые интерпретировали его действия именно так. Именно так я думаю.

Другой момент, который я хотел бы упомянуть, относится к тому, каким поистине великим человеком был О-Сэнсэй. Дело в том, что он был горячим сторонником религии Омото-кё, но несмотря на это, он никогда не говорил своим дэси, что они должны стать сторонниками этой религии также. Я думаю, что это говорит о многом.

Практики Будо в старые времена, изучали не только один вид боевого искусства, а несколько. Сам O-Сэнсэй чувствовал, что это миссия его жизни создать свой собственный уникальный стиль воинского искусства.

Действительно невозможно сделать что-то новое, без определённого рода вдохновения, не так ли?

Имелся ряд попыток создать новые формы будо после войны, но большинство из них не просуществовали более одного поколения, кроме их основания. Имеются очень немного, таких будо, которые существуют так, как айкидо сегодня. Даже дзюдо, в том виде, котором мы его наблюдаем, полностью отличается от того дзюдо, которое было оставлено потомкам основателем Дзигоро Кано.

Я думаю, что трудно полностью понять новшества введённые О-Сэнсэем без того, чтобы изучить условия в которых он обучался, особенно будо, которые он изучал, а так же религию Омото.

Да, независимо от того, на сколько мы можем поверхностно судить об этом. Например, мы можем вообразить, что О-Сэнсэй стал последователем религии Омото, потому что он натолкнулся на "стену" в своей практике Дайто-рю айкидзюдзюцу, но это слишком упрощенная точка зрения, и я думаю, что действительность - вероятно намного глубже.

Я думаю также, что айкидо - это часть традиционной культуры в форме будо и его стоит передавать будущим поколениям. И так как, его содержанию свойственна духовность, для нас было бы непростительной ошибкой ограничить наше обучение только изучением технического аспекта. Важно обучаться пути, который включает, и духовное, и техническое обучение.

Практика после травмы

Я знаю, что вы получили серьёзную травму несколько лет назад.

Да, после неё я не мог двигаться вообще. Я получил травму коленного сустава, но я игнорировал её и в результате, повредил ногу ещё сильнее.

При реабилитации и непосредственно после неё, должно быть было очень трудно восстановить прежнюю физическую форму.

Имелся известный специалист в Токио в Женском Медицинском Колледже, недалеко от Хомбу Додзё, который сказал мне, что я вероятно не смогу восстановиться, и что единственное что я могу сделать, это избегать нагрузок на спину, чтобы предотвратить возможное ухудшения своего состояния. Я поверил тому, что сказал мне доктор и старался избегать нагрузок на эту часть моего тела, но постепенно мое состояние ухудшалось и так как я не использовал мышцы спины вообще, они почти атрофировались и стали более слабыми. Я не мог даже ходить в туалет без трости.

По истечении приблизительно двух лет, я стал задаваться вопросом, была ли справедлива консультация врача, и если я буду дальше так существовать, то в результате закончу свои дни в инвалидной коляске. И тогда я решил, что лучше взять ситуацию в собственные руки и стал работать над различными способами излечить себя, включая физические нагрузки на мышцы, чтобы заставить их работать снова. Я продолжал такие тренировки приблизительно два года. Я верил в себя непосредственно и способности моего тела, к самозаживлению.

Вы продолжаете делать специальные упражнения?

Да, потому что я уверен, если один день потерян, не будет больше возможности его вернуть. В айкидо - то же самое; если вы достигли точки, где вы удовлетворены тем, что вы сделали, где вы думаете, что никто не может превзойти вас, это та точка, где вы остановились. О-Сэнсэй часто говорил, что "практика (сюгё) продолжается до того дня, когда вы умрёте". Я думаю, что это - важное высказывание, и его можно отнести ко всему в жизни.

Также важно понять, что независимо от того, какой величины врач сделал вам заключение, он лично не испытал ваше состояние непосредственно и не может знать его полностью, а также не может знать реальную причину боли. Именно по этой причине, моё состояние улучшилось, именно поэтому я сейчас себя чувствую намного лучше, я хотел бы поделится своим опытом с другими, теми кто возможно испытывает подобные боли.

Международная Федерация Айкидо

В течение эры последнего Досю Киссёмару Уэсиба, Айкидо распространилось повсюду за границей, и приблизительно двадцать три года назад была создана Международная Федерация Айкидо. Я знаю, что вы были одним из тех активных деятелей, кто в этом участвовал. Интересно услышать ваше мнение на деятельность этой организации.

Я думаю, что Япония, кажется имеет самый небольшой процент членов Международной Федерации Айкидо, в то время, как казалось бы должно быть наоборот. Одна из причин может быть состоит в том, что мы поощряем развитие айкидо в нашей стране настолько, что имеется так много преподавателей айкидо здесь, что вы можете все еще практиковать айкидо, но не присоединяться к какой-либо федерации. Может быть это потому, что мы относимся к этому спокойно. Но мы должны помнить, что имеется множество стран в мире, где люди не имеют такого свободного прохода к преподавателям айкидо и средствам его распространения. Я думаю наша задача состоит в том, чтобы сформировать такую организацию, которая может поддерживать людей способных практиковать айкидо, но не имеющих для этого достаточных средств.

Организация айкидо в Японии очень вертикальна по своей структуре, с Дзайдан Ходзин Айкикай и Досю наверху, и различными сиханами расположенными вниз по ранговой сетке. МФА (IAF), с другой стороны, организована по более горизонтальной и демократической модели. Возможно это приводит к некоторым трудностям время от времени.

Это истина, потому что Японская организация - это строго вертикальная линия, но способы мышления могут быть полностью различны. В Японии, имеется несколько весьма сильных преподавателей, которые уверены в себе и независимы, они могут все еще продолжать заниматься айкидо, не присоединяясь к такой организации. Это было бы прекрасно, если бы так обстояли дела только в пределах Японии, но данный факт, имеет международный характер, и такое положение постепенно укрепляется, и это может привести к не правильному истолкованию и пониманию айкидо во всем мире. Количество людей практикующих айкидо с каждым годом увеличивается, и если каждый из нас будет вносить изменения, то это может отдалить нас от понимания истинного духа айкидо и он будет всё слабее и слабее. Если мы позволим этому произойти, то наше айкидо станет чем-то другим, нежели исконное айкидо О-Сэнсэя. Мы нуждаемся - не в организации, которая ограничит индивидуальные действия каждого её члена, благодаря строгой иерархической или другой структуре, а скорее в такой, которая позволит проникнуться чувством уважения и взаимной дружбы между её членами.

Большее количество людей распространяет айкидо через различные группы и спортивные организации. Прямо сейчас организуется множество Международных Спортивных Состязаний, не включенных в регулярные Олимпийские Игры, они организуются GAISF, начиная с 1985 года. Имеются много различных категорий в этих Играх, и было бы здорово, если бы Айкикай участвовал в этом, но этим занимается IAF.

Если мы говорим только об айкидо, то я думаю, что нам не необходимы дополнительные организации, стоящие между конкретными додзё и Хомбу. Но если исходить из тех соображений, которые я высказывал, то думаю такая организация всё же необходима.

Особенно в Европе, где имеет место правительственное вмешательство.

Да, например во Франции. Там только личности, признанные Французским правительством уполномочены вручать Даны и кю ранги.

Это принимает политическую окраску в таком случае.

Это по существу, это не имеет никакого отношения к айкидо, особенно потому, что в айкидо нет соревнований и оно отличается от спортивных состязаний. Однако, если такое положение всё же укрепится, и айкидо унифицируют удалив элемент творчества, оно станет изолированным, затем остановит свой рост и наконец начнёт разваливаться.

Моя идея состоит в том, чтобы иностранные практикующие айкидо прибыли в Японию, чтобы практиковать здесь от двух до пяти лет в Хомбу Додзё, с изучением японского языка культуры и так далее, а затем посылать их преподавать в различные локальные додзё (как имеет место со многими молодыми японскими инструкторами), и после приблизительно лет восьми сделают так, чтобы они вернулись на родину. Это позволило бы им понимать мышление Хомбу Додзё, а также цели и задачи, и таким образом они не мешали бы, а помогали продвигать проекты несмотря на языковой барьер, как только они вернулись бы домой. В международной перспективе, если бы были такие люди, то было бы проще для людей проникнуться доверием и пониманием к японской стороне и дела бы пошли более гладко в различных странах, где сейчас практикуют айкидо. Прямо сейчас, лингвистические и культурные барьеры очень велики.

Ни один из не-японцев в настоящее время занимающихся в Хомбу Додзё, не является утидэси ("внутренним учеником"), все они живут вне додзё (кроме тех, кто занимается у Сайто Сэнсэя в Ивама, где имеется все еще реальная система утидэси). Частично это потому, что Хомбу Додзё испытывает недостаток средств. Было бы идеально, если бы имелось несколько больше средств в Хомбу Додзё, чтобы расширять и улучшать жилищные возможности, чтобы люди прибывающие из-за границы, с целью практиковать айкидо, могли жить относительно дешево.

Мы должны помогать профессиональным инструкторам айкидо за границей, так же мы должны сделать систему воспитания людей действенной, помогая тем, кто хочет практиковать в Хомбу; иначе мы рискуем отстать от времени.

Я никак не забуду одну строку из прочитанной статьи, где сказано, " хорошая связь - равняется управлению" и что те, кто желает управлять, должны иметь хорошую связь. В этом смысле, интересно, помогла бы диспетчеризация информации от Хомбу Додзё к остальным додзё во всем мире, без того, чтобы проходить через фильтры всевозможных организаций.

Нераскрытая Страница

Теперь, когда Айкикай возглавляет Досю в третьем поколении, что вы думаете о наследственной системе иэмото?

Разные люди, имеют различные представления об этом, так что трудно сделать какие-либо обобщения. Это может быть чисто японское мнение, но имеет место убеждение, что передача традиции через кровное родство, обеспечивает чистоту стиля. Система иэмото - это то, что мы можем наблюдать во всех видах японских традиций, от чайной церемонии до кабуки, и она представляет точную и непротиворечивую передачу традиции. Будо, также передаётся через подобную систему.

Также, кажется, имеются те, кто рассматривают айкидо, как боевую систему и по этой причине, я думаю нужно следовать за тем, кто технически силен. Но из тех, кто являются на сегодняшний день технически сильными мастерами, далеко не все истинные наследники традиции. Наследник, также должен иметь чистое, твердое мышление, и даже если он относительно молод, он должен быть способен руководить и представлять из себя сильный центр организации. Он также должен быть способен преподавать эффективно. Эти качества, очень важны, потому что, если центр становится шатким, тогда вся традиция становится шаткой. Люди подобные мне, то есть те, кто были дэси непосредственно Основателя чувствуют, что это - наше обязательство, как перед Основателем, так и перед вторым Досю, стараться поддерживать третьего Досю так, чтобы он мог выполнять его роль гладко.

Каковы ваши мысли о вкладе в айкидо второго Досю, Киссёмару Уэсиба?

Простите меня за часто используемое выражение, но я хочу повторить мнение многих айкидзинов, которые говорили следующее, " О-Сэнсэй создал айкидо, а Киссёмару Сэнсэй, распространил его и сделал популярным." В то время, как О-Сэнсэй имел тенденцию преподавать только некоторым избранным личностям, Киссёмару Сэнсэй сделал айкидо более доступным общественности. Также за свои усилия, он получил Орден Третей Степени от Японского правительства. Что очень важно и указывает на то, какой вклад сделал второй Досю в то, чтобы объединить традицию. Айкидо вероятно будет распространяться и далее, даже если не прилагать дополнительных усилий к этому процессу, так что единственная проблема теперь - то, как эту традицию объединить, поскольку движение айкидо продолжает расти.

Кажется, айкидо подвергся некоторым техническим изменениям в период руководства прежнего Досю Киссёмару ...

Это - другая проблема, о которой действительно можно делать обобщения. В конце концов, даже О-Сэнсэй изменял айкидо и причём значительно, начиная от времени, когда он был молод и вплоть до более поздних лет жизни. Киссёмару Сэнсэй и сам был весьма энергичен в его более молодые годы, но позже, после хирургической операции, он начал использовать менее напряженные движения. Даже я - шел подобным путём; моя техника теперь значительно отличается от техники, которую я делал, когда был более молодым. Всякий раз, когда я демонстрирую кадры киноплёнок тех дней, все кто их смотрит отмечают, что моя техника сильно изменилась! Я думаю, что технические изменения под руководством Киссёмару Сэнсэем, были осуществлены в том же порядке. Я думаю, что более важно верно передать цельный дух айкидо, а это передаётся только через вашу ежедневную практику. Различия связаны с тем, как вы рассматриваете айкидо - как хобби, как будо, как путь к здоровью и выработке физического условного рефлекса или просто как форму движения. Естественно в моем додзё, мы исследуем айкидо согласно моему взгляду на его практику.

Одно из моих убеждений, это - то, что я использую фразу "практическое айкидо", как свой девиз, этим я подразумеваю, что айкидо не только практикуется в додзё, но и так же в повседневной жизни. Это в свою очередь порождает отношение к каждому дню своей жизни, как к драгоценности. Айкидо, которое практикуют только в додзё, приведет к тому, что мы наплодим тех айкидока, которые является более или менее квалифицированными, которые более сильные или более слабые, чем другие люди. Но более важно то - кем этот человек будет как член общества. В конце концов, даже если вы - юданся любого ранга, но не можете так или иначе служить обществу, тогда ваша практика айкидо не имеет никакого значения. Если вы не можете использовать дух гармонии айкидо в вашей повседневной жизни, тогда я думаю, что вы не можете говорить, что вы занимаетесь истинным айкидо.

И в завершении, что для вас айкидо означает теперь?

Вероятно, мне доставляет удовольствие то, что когда я практикую айкидо - я вижу, что это позволило многим людям открыть их сердце и завести новые знакомства и дружбу. Я думаю о всех тех, кто уже давно покинули нас, о тех, кто еще молод, и я думаю, как замечательно встретить так много людей и обрести так много друзей. Они - все из различных слоев общества, но в додзё это не имеет значения. Я думаю, что - это вероятно одна из наиболее важных вещей в практике айкидо. О-Сэнсэй был окружен многими великими людьми, потому что сам был большим человеком. Я не могу сказать то же самое о себе, я чувствую, что мне недостаёт многих качеств, но я надеюсь, что продолжая практиковать айкидо, я смогу познать себя ещё больше. Я также надеюсь, что мои усилия помогут многим людям настолько, насколько это возможно, чтобы они смогли понять совершенство айкидо и прожить более счастливую и полноценную жизнь. Это, я думаю, является моим путем, а так же тем, что я могу внести в знак благодарности, которую я испытываю к О-Сэнсэю и Киссёмару Сэнсэю.