Минору Канэцука. Основные элементы аттестационных экзаменов.

Все, кто принимал когда-либо участие в аттестационных экзаменах Федерации Айкидо Великобритании, знают, что выступление оценивается по десяти категориям: стиль и отношение, правильность техники, эффективность техники, плавность и гибкость, Кокю-рёку, позиция, укэми, Ма-ай, дзансин, Дух. В недавнем обсуждении аттестационных экзаменов Канэцука сэнсэй обратил внимание на следующее.


Стиль и отношение

Самая важная категория - стиль и отношение. Если у вас нет соответствующего стиля и отношения, вы не сможете учиться. Практика боевых искусств начинается с рэй и заканчивается рэй. А рэй не просто означает "поклон". Все ваши действия должны быть проникнуты духом рэй. Айкидо должно присутствовать в ваших чувствах, в вашем сердце. Необходимо, чтобы это отражалось и в вашем выступлении, в поведении во время экзамена. Если ваше отношение агрессивно, оно покажет себя. Рэй означает уважение к вашему партнеру. Основной вопрос, который нужно задавать самим себе: "Почему мы занимаемся Айкидо?"

Правильности техники

Что касается правильности техники, мы ждем от вас внимания к деталям. Например, в Шомен-учи Иккё - к тому, как экзаменующийся берет руку укэ. К тому, когда и как он использует тэгатана ("руку-меч"). К тому, как он заканчивает технику, что требует точных движений рук. Форма (ката) - это первое, что вы должны себе отчетливо представлять.

Эффективность техники

Эффективность техники - результат правильного кокю-рёку, маай и расчёта времени; в применении силы нет необходимости. Если вы применяете силу, это означает, что в основе своей ваша техника как техника Айкидо неэффективна. Также должен быть эффективен ваш контроль укэ. Но имеется в виду не агрессивный контроль. Может быть, лучше будет выразить это так: "ведете" вы своего партнера или нет, сохраняете ли вы хороший контакт на протяжении всей техники. Особенно это важно для низших степеней: они могут выполнять техники правильно в том, что касается основных моментов, но, тем не менее, их техники в действительности могут и не работать. На аттестационных экзаменах мы должны иметь возможность наблюдать, как обучающиеся прогрессируют в результате практики.

Плавность и гибкость

В отношении плавности и гибкости в последние годы жизни Дошу написал где-то, что, если вы слишком много думаете, вы не сможете быть плавным. Ваше Айкидо не должно напоминать движения робота. Вам нужно быть расслабленным и восприимчивым. Если вы негибки, будет трудно достигнуть правильного маай. Дело не только в том, как вы расположены относительно друг друга. Ма-ай подразумевает все ваше тело от одного мгновения к следующему. Плавность также включает в себя хороший, естественный ритм ваших движений. Техники не должны исполняться отрывисто или поспешно.

Хорошая позиция

Хорошая позиция (сисэй) - один из самых важных для нас моментов в аттестационных экзаменах. Хотя это не означает, что вы должны держаться, как статуя. В то же самое время нужно быть расслабленным. Не нужно смотреть вниз, нужно смотреть прямо вперед: мы называем это мэ-цки.

Ма-ай

Учитывается и Ма-ай, что не есть только физическая дистанция между вами и партнером: это ещё и правильный расчет времени. Быть в правильной позиции в нужный момент. Если вам приходится думать об этом, вы не сможете этого достигнуть. Вот почему так важна бесконечная тренировка. Правильное ощущение маай, на самом деле, очень трудно развить.

Укеми

Несмотря на то, что укэми часто переводится как "страховка", по-японски это значит "принимать телом". Когда мы выполняем страховку, мы падаем на землю правильным способом, чтобы избежать травм. Но укэми означает ещё и принимать технику корректно в качестве укэ. Не быть жестким и неподдающимся и, в то же время, не быть пассивным и мягким; сохранять центр и суметь выполнить контр-движение, если техника не работает. Уке не следует прыгать без необходимости (уходя от атаки), когда он принимает техники нагэ; ему следует принимать их центром и поддерживать контакт.

Дзансин

Дзансин: концентрация. Вам нужно знать не только о непосредственном нападающем, но и возможности другой атаки. Даже когда кажется, что действие закончено, вы должны быть в готовности на случай, если нападающий вернется и начнет атаковать вновь. Вы не должны быть небрежны; сохранение дзансин означает, что вы уважаете своего партнера.

Дух

Что касается Духа, здесь имеется в виду не "боевой дух". У вас не должно возникать мысли о причинении боли нападающему. Очевидно, лучше перевести это как "позитивный дух". Не должно возникать чувства "ухода, бегства, спасения": встречайте партнера лицом к лицу. И, конечно, укэ тоже должен вести себя позитивно: не пассивно, не только следуя партнеру.

Кокю-рёку

Этот термин очень сложно выразить словами. Буквально это означает "сила дыхания", но мы понимаем это больше как что-то наподобие "направляющей энергии". Как связать центр с силой тяжести и позволить энергии течь по этой линии, и выходить через вашу руку, когда та поднимается в оборонительном движении для контакта с партнером, выносится вперед и снова - вниз в круговом движении. Как сохранять чувство расширения в ваших движениях, словно воздушный шар или раскрывающийся зонтик.