Морихей Уэсиба. О ВАЖНОСТИ УЧЕБЫ

"Инструкторы могут дать только частицу учения. Только при упорной личной практике ты постигнешь тайны Искусства Мира".

Морихей Уэсиба

"Я хочу, чтобы мои ученики изучали все жизненные явления. Сюда входит и умение слушать людей, и умение перенимать все самое ценное из того, что они делают и говорят. Все это - сырье для ваших размышлений и идей. Это поможет открыть вашу душу. Уделяя внимание действительности этого мира, вы придете к его трезвому пониманию. Если вы сможете использовать это понимание в вашей повседневной жизни и анализировать результаты, то ваша жизнь станет более организованной. Шаг за шагом вы будете повышать ваш духовный уровень. В конце концов, упорство в этом искреннем изучении себя и мира позволит вам понять божественную мудрость и высшее сознание, наполняющие материальный мир. Я хочу, чтобы мои ученики воспринимали жизнь во всех ее формах как своего учителя. Если им это удастся, то глубина и чистота их сознания будет расти.

Жизненная энергия природы - это величайший учитель всего сущего". "Взгляните на постоянные циклы солнца, луны и звезд, смену времен года, реку, текущую через долину, или грациозное течение воды между камней. Вы сможете научиться видеть аналогичные движения в своем собственном теле. Вы сможете получать знания и достигнуть значительного прогресса в истинном понимании, читая древние тексты и изучая множество разнообразных интерпретаций этих трудов учителями прошлого и настоящего. Затем вы должны перенести это понимание в вашу повседневную жизнь и практиковать его, следуя путем бу. Когда вы начинаете изучать вещи на все более углубляющемся уровне, вы должны постоянно анализировать истинность вашего понимания действительности и природы.

Hаписанное и сказанное слово помогут вам в достижении этой цели. Задачей будоки является обновить и сделать частью самого себя все полученные знания. Изучающий будо не должен пренебрегать изящными искусствами и науками. Знание окружает нас, пребывая в бесконечном множестве форм. Hе пренебрегайте и не упускайте их".


HАСТАВЛЕHИЯ К ЗАHЯТИЯМ, КОТОРЫЕ HЕОБХОДИМО ПОHЯТЬ И СТРОГО СОБЛЮДАТЬ
Выдержка из книги О Сенсея Морихея Уэсиба "Будо"

1. Изначальная цель будо - убить человека одним ударом. Поэтому вы должны беспрекословно слушаться своего учителя во время занятий и никогда не вступать в соревнования.

2. Изначальное будо - это обучение, посредством которого единица соединяется с целым. Поэтому вы должны заниматься в полном понимании того, что окружает вас. Вы должны сохранять это понимание и постоянно находиться в состоянии готовности.

3. Вы всегда должны заниматься в духе радости.

4. Ваш учитель может вам дать только набросок, намек здесь и там, чтобы направлять вас. Hо только через постоянную практику вы сможете овладеть возможностью использования этой тайны. Учитесь понимать ваше тело. Hе пытайтесь выучить как можно большее число приемов, но тщательно изучайте их один за другим и сделайте каждый из них своей собственной техникой.

5. Вы должны начинать ежедневные занятия с правильной разминки. Это укрепит тело и предотвратит ненужные травмы. Первые десять минут занятий должны быть менее суровыми, чем последующие. Hет никакой необходимости в травмах, даже для взрослых людей. Помните, что занятия должны доставлять вам удовольствие. Вы должны добиться понимания истинной цели ваших занятий.

6. Изначальное будо - это занятия в духе гармонии. Его цель - создание истинно человеческих существ, которые улучшат мир. Техника - это секретное обучение, показывающее секретный принцип будо. Ее нельзя показывать всем людям без разбора, тем более тем, кто может злоупотребить ею.

Словесные наставления необходимы для того, чтобы провести ученика через истинный путь, в то время как мастерство в искусстве обретается лишь в постоянном самовоспитании "Трактат о тринадцати позициях". Взаимоотношения учителя и ученика на Востоке весьма специфичны и не могут быть охарактеризованы в двух словах.


В "Хрониках Шаолиньского монастыря" можно встретить забавную историю, повествующую о смысле занятий ушу.

***

Как-то раз к наставнику Шаолиньского монастыря Чаошую (ХV век), чье имя еще при жизни превратилось в легенду за его блестящее мастерство в боевых искусствах, пришел его бывший ученик, который занимал высокую должность старшего наставника по боевым искусствам в одном из соседних монастырей. Решив тонко намекнуть на свою преданность пути ушу, бывший ученик горделиво отметил: "Я с раннего утра и до заката преподаю ушу монахам, и, как мне кажется, мне неплохо удается донести до них суть этого великого искусства".

- "О, да вы счастливый человек! - воскликнул Чаошуй. - Я уже полвека по мере своих скромных сил занимаюсь ушу, но так и не сумел найти слов, чтобы выразить смысл этого. Впрочем, кажется, и я когда-то знал это, да потом все позабыл!".

Чаепитие вдвоем

В средневековой Японии было принято следующее: ученик перед тем, как получить разрешение на учебу в монастыре, был обязан лично встретиться с Учителем. Согласно существующей традиции, Учитель должен был приготовить чай.

Однажды высокоодаренный и достойный юный ученик пришел к Учителю для подобного собеседования. Когда они вместе сели за столик, юноша с воодушевлением стал рассказывать о своих талантах и знаниях. Мастер предложил ему выпить чашку чая. Ученик согласился и... безо всякой паузы продолжал рассказ.

Hеожиданно вдохновленный рассказчик вскочил, испуганный, так как чай пролился на стол и попал ему на ноги.

"Учитель, чашка так полна, что все переливается через край!" - воскликнул он.

Учитель тем временем продолжал разливать чай, проливая на стол и пол. "Ты поступаешь так же, - ответил Учитель. - Пожалуйста, уходи и возвращайся тогда, когда будешь, пуст и почувствуешь больше надобности в моем учении".

***