Интервью с Морихиро Сайто Сэнсэем. май 1999 год.
Как Вы думаете, какое самое важное различие между айкидо и другими воинскими искусствами?
Главное различие - конечно в том, что в айкидо нет турниров или соревнований. Основатель изучал разные виды воинских искусств, а также противостоял многим бойцам из других боевых дисциплин и понял, что в соревновании - нет необходимости. Цель состоит в том, чтобы создать, на базе традиционного стиля будо - айкидо, красивый мир, который будет подобен большому дому или семье; и никогда не воевать. Основатель написал поэму, в которой говорится, "Эта красивая форма небес и земли - единая семья, основанная духом создателя". Этот мир - подобен дому с большой семьёй. Это - чувство айкидо. Так же я хочу сказать, что это воинское искусство полностью рационально. Я думаю, что каждое Будо - рационально; однако, для айкидо это особо истинно. Любой может практиковать и понимать это. Это боевое искусство не создано только для сильных людей. Дети и пожилые люди, также могут практиковать и стать хорошим айкидока. Я попробовал практику многих различных воинских искусств, но я думаю, что именно из-за этого я полюбил айкидо.
Каково значение оружия в Такэмусу Айкидо и как эти техники сопоставляются с тайдзюцу?
Айкидо - воинское искусство. Независимо от того, как вы хороши в дзюдо, если вас победили в кэндо, вы - всего лишь Дзюдока, но не Будока. Даже если вы номер один в Японии по кэндо, но если вы никогда не надевали дзюдоги, и вас бросил последователь борьбы, вы всего лишь - Кэндока, но не Будока. О-Сэнсэй (Основатель) говорил, "Это - не хорошо". Будо - должно быть цельным и полным. Именно поэтому в айкидо, даже если вы практикуете техники меча, это формирует техники тела, техники оружия и техники тела полностью идентичны. Именно поэтому практика буки-ваза(техники оружия) обязательна в айкидо. Они - часть айкидо. Некоторые люди говорят, что айкидо - это набор техник, но это - не правда. Вам объяснить, как я понимаю это? Каждый из наборов техник, часть целого. Независимо от того, что вы практикуете, боккэн, дзё или тайдзюцу, это не разные вещи это - часть единой системы айкидо. Именно поэтому оружие - важнейшая часть айкидо.
Много иностранцев в Японии имеют трудности в понимании Японской культуры. Как они могут развить это понимание через айкидо?
Благодаря практике айкидо, люди могут развить добродетель, получая удовольствие от внутренней практики. О-Сэнсэй всегда говорил, "Если Вы не практикуете для гуманности и мира, я не буду преподавать Вам". Поэтому вы должны развить физически ваше тело и практиковать через "принцип Айки", т.е. соединиться со всем, войти в гармонию и практиковать для гуманности и мира. О-Сэнсэй ответил бы на вопрос, "Что такое - Айкидо? ", говоря, что это воинское искусство образованно с целью создания красивого и истинного общества. А это возможно без соревнований. Это - требование О-Сэнсэя. Именно поэтому в соревнованиях нет необходимости. Если конфликт всё же произошел, т.е. вы оказались ситуации реальной опасности и вынуждены физически защищаться. В этом случае, традиционная практика айкидо более полезна, чем соревнования. Есть множество техник самообороны от агрессивного нападения. На соревнованиях, люди скоро начинают предпочитать определённую технику, привязываются к ней, и будут ждать возможность применить её. В этот - момент, они наиболее уязвимы, так как легко прочитать их намерения. Именно поэтому О-Сэнсэй сказал, что мы должны всегда обучаться серьезно, с чувством, что мы окружены многочисленными врагами. Такая практика айкидо, наиболее полезна в реальных столкновениях. Потому мы обучаемся, учитывая различные ситуации, в которых - не необходимо использовать силу духа, а не насилие.
Как можно применять айкидо в повседневной жизни?
Во-первых, и главным образом, использование айкидо в повседневной жизни должно развивать Авасэ (то есть способность "сливаться", согласовать свои движения с движениями Укэ). В измененном виде "принцип Айки" может применяться к любому противнику, большому или маленькому, тучному или худому, сильному и слабому. Поэтому ваши движения не должны сталкиваться с действиями противника, т.е. входить в конфликт, а напротив "сливаться" с его движениями. Это означает, что вы должны "присоединиться", когда он толкает или тянет, это разновидности Авасэ. Также и с другими видами нападений, например в споре, вы должны отстраниться и слушать его или ее внимательно, чтобы избежать ловушки. Или когда другой человек прав, вы должны поощрить его. Таким образом, вы можете использовать айкидо в различных ситуациях. Когда вы общаетесь с другими людьми, на работе и в обществе, вы можете применять эти "принципы Айки". Именно поэтому почти каждый мастер говорит своим дэси, "Когда вы находитесь на работе, вы должны использовать "принципы Айкидо"; вы должны использовать айкидо в обществе". Так, если вы практикуете айкидо достаточно долго, вы можете развить интуитивное понимание того, как - много полезных способов применения айкидо в жизни. В этом смысле, каждое боевое искусство применимо в обществе, но в айкидо, это необходимое условие для каждого мастера.
Большинство мастеров не говорят так много о техниках О-Сэнсэя, как вы, а чаще о своих размышлениях и собственной философии. Что Вы думаете об этом, Сэнсэй?
В мире есть много мастеров айкидо, но только несколько человек обучались непосредственно у О-Сэнсэя. Истинное будо, невозможно выразить в словах или письменно. "Бог не даёт вдохновение тем, кто говорят слишком много". Это сказал О-Сэнсэй. Обычно те люди, которые говорят слишком много и пишут потрясающие эссе, не могут на практике показать хорошего айкидо. Лучше не говорить много, а обучить своё тело выражать всё это. Истина в том, что люди различны. Некоторые обучают свой ум - больше слушая, в то время как другие тренируют своё тело - наблюдая. Но Основатель всегда говорил, "Если Вы хотите указать кому-то Путь, Вы сначала должны делать это сами, демонстрировать и показывать это своим примером". Например, вы заставляете их понять ирими, заходя им за спину и выводя из равновесия, прижимая к собственному телу. Так что Основатель не любил говорить слишком много. Такая жизненная философия особо важна. Когда О-Сэнсэй начал говорить об айкидо, это стало рассказами о Боге. Каждый мастер, вероятно имеет свою собственную философию, но я не люблю говорить слишком много. Некоторые люди могут говорить хорошо, но если вы понаблюдаете их в быту достаточно близко, то заметите, что они делают айкидо, которое никто не может понять или совсем не то, о чём говорят людям. Это - не их ошибка, потому что им не преподавал сам Основатель. После Второй Мировой войны О-Сэнсэй не имел работы. И чтобы "держать своё будо живым (действующим)", он начал с энтузиазмом исследовать Айкидо в Ивама, следуя воле "Покровителя Будо" и молился каждое утро и вечер. Так было создано Такэмусу Айкидо. Он сказал, что прежнее айкидо не было "истинным". Это не означает, что прежнее айкидо неправильно, но именно так сказал О-Сэнсэй. В Такэмусу Айкидо, новые техники появляются спонтанно. Оно никогда не останавливается, оно бесконечно и подобно весне. Это - Такэмусу. Поэтому, для каждой техники, есть основная(базовая) форма. Необходимо изучать базовые техники в правильном порядке и тогда вы сможете понять реальный айкидо.
Какое значение имеет Киай?
Киай - проявляется естественно, когда ваша Ки или энергия изливается. Это преподаётся отдельно. Есть также техники подавления киай, но киай О-Сэнсэя, был всегда разным. Он говорил, что вы должны кричать из живота. И действительно в воинских искусствах сильный киай - признак хорошей энергии. Важно практиковать киай. Без практики киай, настоящий прогресс невозможен. Без киай - техника не имеет мощи и энергии. С сильным киай, практика энергетически насыщенна. Именно поэтому лучше кричать вслух. О-Сэнсэй всегда говорил, "Разве это киай? Ваш киай должен быть сильным! Выйдете на улицу и попробуйте сбить воробья с дерева!" Он часто с гордостью рассказывал, "Когда я применил киай в газетной компании "Асахи Симбун", четырнадцать человек упали со своих стульев". Когда вы практикуете дома, вы не можете шуметь, например потому, что соседи будут жаловаться. Но везде, где это возможно, вы должны кричать вслух.
Большое спасибо.
Интервью провёл: Франсиско Роллер и Мили Касслер
Перевод: Эми Исомура и Марк Л. Ларсон