НОБУЁСИ ТАМУРА СЭНСЭЙ

  • ИНСТРУКТОР - УЧИТЕЛЬ - ГИД (статья)
  • БУДО (статья)

    "Айкидо - этикет и передача традиции"   (главы из книги)
    1. ВВЕДЕНИЕ
    2. УЧИТЕЛЬ
    3. ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
    4. ЭТИКЕТ И ДИСЦИПЛИНА

    ИНСТРУКТОР - УЧИТЕЛЬ - ГИД

    Данная статья была напечатана в October-December журнала "Aikido Europe" в 1979 году (Европейская Федерация Айкидо)

    Недавно был организован технический совет Европейской Федерации Айкидо. Во время подготовки свода правил и формулирования необходимых требований для присвоения титулов Сихан (Shihan), Сидоин (Shidoin), Фукусидоин (Fukushidoin) Пьер Часанг (Pierre Chassang) попросил меня дать определение понятию "инструктор" в Айкидо.

    Хотя я преподаю уже в течение многих лет, эта просьба меня очень удивила. По правде говоря до этого меня никогда не спрашивали кто же такой инструктор. За это вы должны меня простить. Так вот, кто же такой инструктор, что это за человек и что он должен делать?

    Бесспорно этот вопрос возник, когда появился первый человек и он перестанет терзать умы только после смерти последнего человека на земле. Это вопрос, который каждый задает сам себе, пытается на него ответить, но все равно этот вопрос будет вечно без ответа.

    Моисей без сомнения был первым лидером в истории человечества, о котором мы знаем. Как он вел своих людей через пустыню в Израиль? О чем он думал в это время? Каким образом он принимал решение? Что творилось в его сознании?

    Несомненно есть два типа лидеров или инструкторов - те, которые знают куда ведет дорога по которой они идут, потому что они уже по ней ходили и те, которые знают необходимую для достижения цель, но не знают какой именно путь ведет к этой цели. К первому типу относятся гиды-инструкторы в горах - они знают маршрут, каждую трудность и каждый опасный участок пути. И без сомнения гид приведет своего клиента в то место, в которое он и задумывал его привести.

    Подобно Моисею инструкторы второй группы полагаются на Божественное провидение. Он получает приказ идти и идет к намеченной цели, пребывая в полном неведении о том в каком именно направлении необходимо двигаться. Это напоминает группу исследователей, отправляющихся в неизвестность. Есть только одно отличие. Группа исследователей объединена и воодушевляема общей целью и все решения принимаются сообща, а это очень упрощает достижение их цели. Моисей в этом смысле одинок. Даже самая незначительная ошибка может стоить жизни всех.

    Самое хорошее это тренировки, тренировки и еще раз тренировки. Тренироваться необходимо каждый день. Оздоравливайтесь. У каждого есть свои пределы. За ними черная дыра. Темнота. Погоду, несчастные случаи и болезни нельзя предугадать.

    Учитель в Айкидо это, по моему мнению, лидер подобный Моисею. Несомненно Мастер Уесиба достиг вершины в познании Айкидо. Мы, те кто следовал за ним видели его фигуру впереди себя. Я, для себя, воспринимал это именно как следование за О-Сенсеем, но когда я останавливался для короткого отдыха, например для того, чтобы отдышаться, О-Сенсей продолжал свое движение и оставлял всех далеко позади.

    Итак я знаю путь, я представляю себе путь, но нужно что-то делать, а я не знаю что именно. Это немного напоминает изображение Острова Сокровищ на старых картах. На современных картах этот остров не изображен и может сложиться впечатление, что его не существует. Однако ты знаешь, что он есть и что сокровища на нем все еще спрятаны. И вот, ты вооруженный своим знанием отправляешься в плавание на поиски этого острова. В этом смысле ответственность капитана корабля огромна. Море, течения, погода - препятствия, которые тоже будет необходимо преодолевать. Не смотря на весь ваш опыт трудности подстерегают вас всегда. При этом вы должны продолжать свое движение вперед, принимать правильные решения и объединять всех тех, кто идет с вами в этом же направлении. Это единственное условие, которое позволит достичь цели вероятнее всего.

    Мы стараемся объединить все человеческие силы, оставшееся дополняет божественное вмешательство. Мы должны двигаться вперед по этому пути не отступая.

    Капитаном корабля может быть только человек обладающий храбростью, силой убеждения, опытом и интуицией. Он должен объединять команду и команда должна быть единым целым. Его отношения с командой должны очень походить на отношения отца и сына.

    Капитан думает…, должен думать как команда, а команда должна работать, исполняя замысел капитана. По другому быть не может. Капитан должен знать как отдавать точные приказы, а команда должна понимать и четко исполнять их. Капитан и команда находятся в гармонии, являясь одним целым, и это позволяет им достичь цели.

    Это напоминает мне слова великого Мастера чая Рукю (Rukyu) о чайной церемонии: "летом она как глоток свежего воздуха; зимой как приятное ощущение тепла; древесный уголь лишь нагревает воду, а чайный лист лишь создает приятный вкус".

    Я расскажу вам секрет чайной церемонии, а вы, если хотите, можете воспользоваться им. Обычную, банальную, кажущуюся очень легкой вещь, всегда трудно сделать. Для того, чтобы твои гости были счастливы ты должен приготовить тому, кто испытывает жажду, большую пиалу с не очень крепким и не горячим чаем; для того, кто не хочет пить - маленькую пиалу с крепким и горячим чаем. Вы делаете это для того, чтобы доставить удовольствие своим гостям. Необходимо следовать желаниям и чувствовать гостей. Такой образ мышления является секретом чайной церемонии и главным для учителя Айкидо.

    Учитель Айкидо знает всех своих учеников и особенности жажды к знаниям у каждого. Если их техника хороша, то необходимо посвятить себя ее дальнейшему улучшению. Если она плоха, то ее необходимо исправлять. Это и будет подобно тому, о чем говорил Мастер чая - приятное ощущение свежести летом и нежное чувство теплоты зимой.

    наверх


    БУДО

    Эта статья была написана Сиханом Тамура Нобуёси (8 дан) для официального журнала Европейской Федерации Айкидо "Aikido Europe".

    В настоящее время в Европе и Америке процветают многие виды Будо - количество занимающихся постоянно растет. Нас, тех кто практикует Будо это не может не радовать.

    Однако появление новых видов Будо, так отличающихся друг от друга, часто просто удивляет и озадачивает меня. Я не говорю о старых, традиционных видах Будо, которые воскресают после многих лет забвения и заново переосмысливаются и переоцениваются. Это наоборот только радует меня. Я говорю о тех новых видах Будо, в основе которых лежит смешение различных видов боевых искусств с примесью цветов и таинственных ароматов Востока.

    Очевидно, что любой человек в обществе вынужден изменять это общество для того, чтобы приспособить его для своего поколения. Мир находится в постоянном движении и естественным является процесс изменения техники, культуры и цивилизации. Это основа существования. Поэтому и форму Будо точно также можно изменить. Но хорошо ли изменять Будо так существенно?

    В Японии есть пословица, которая гласит, что нельзя привить бамбук на обычное дерево. Если бы такое все же было возможно, что бы мы получили - дерево или бамбук? И как тогда должны были бы назвать Это?

    Подобная ситуация на Западе скорее всего может быть объяснена тем фактом, что там отсутствует концепция Будо. Даже я сам с трудом могу четко объяснить что же такое Будо. История Будо насчитывает более двух тысячелетий. В течение этого времени, в зависимости от эры, региона, человека Будо имело разные формы. Так или иначе, но в сердце любого современного японца заключен глубинный смысл Будо и, как японец, я постараюсь дать вам объяснение того, что же такое Будо.

    Изначально иероглиф Бу - обозначает методы сражения с оружием, а следовательно и методы убивания и ведения войны. Позднее Будо трансформировалось в метод сохранения мира, метод пробуждения в человеке жажды к жизни. Изменилась цель поединка. Это понятно? Распространенное в Европе слово "солдат" происходит от латинского глагола "нанимать, платить жалование". В Японии солдат называется MONO NO FU (MONO = вооруженный, FU=человек). То же значение имеет и выражение TSUA MONO (TSUA=TSUBA). Мы также говорим MASURAO - человек доблести. Человек войны всегда выше любого война. Так мы постепенно приходим к понятию Самурай или BUSHI (буси) - человек войны, для которого главным качеством является верность. Буси - человек войны, который сохранял верность до конца. Буси это неповиновение смерти. Его выбор: смерть без сожаления, без попыток сохранить себе жизнь. Смысл его жизни это жертвование своей жизнью для защиты своего хозяина, того, кому он принадлежит. Это Бусидо или Путь Буси. Для японцев Буси - прекрасный образец Человека, Мужчины.

    В обществе вооруженные люди обладают большой силой. И очень просто использовать эту силу для причинения вреда другим. Поэтому эти люди обычно очень почитаемы другими. В данных условиях наиболее трудным является обуздание собственного Эго и усмирение своих желаний. Для того чтобы справиться с этим, человек должен быть очень силен духом.

    В связи с этим Самурай или Буси должен не только практиковать воинские искусства, но и постоянно тренировать и улучшать свой дух. Мораль должна стать его второй кожей. Все должны это видеть и чувствовать. Для нас, японцев, Самурай это тот, кто в повседневной жизни обладает всеми требуемыми качествами. Именно поэтому Самурай считается лучшим типом человека.

    Сейчас объясню.

    Просто быть физически сильным, хорошо владеть оружием - не самое главное. Только умение терпеть и сохранять "лицо" даже в случае поражение являются истинными отличительными чертами Самурая. Именно поэтому в Средние века многие феодалы в случае поражения в битве или окружения их замка неприятелем предпочитали пожертвовать собой и семьей, лишь бы его люди остались живы и свободны. Во время Второй Мировой Войны Император Японии при встрече с генералом МакАртуром предложил свою жизнь и жизнь своей семьи в обмен на обещание не причинять вреда его народу. Так или иначе, но он с самого начала был против войны. Именно такие поступки являются для нас Бусидо. С этим разобрались? Давайте теперь рассмотрим еще один аспект данного вопроса.

    В Европе многие в настоящее время переводят Бу, как "остановка копья". Хотя изначальное значение этого иероглифа "копьё и нога" - "сочетание ноги и копья". Представьте себе человека, стоящего с немного согнутыми ногами, образующими с поверхностью земли что-то вроде квадрата и держащего перед собой копьё или пику. Это символ вооруженного и сильного духом и телом человека. Он вооружен в том смысле, что всегда готов служить другим, например своей родине, быть ее защитником. Этот образ полной самоотдачи является для японцев символом честного человека. Об этом я буду говорить чуть-чуть позже. У животных есть клыки, когти, клювы; у людей - катана, копьё, луки и стрелы. Использовать их только во благо себе значит уподобляться животным. Если ты используешь все это во имя мира, а не только для себя, значит это Путь Человека. Именно в этом смысле и можно говорить о Бу, как об "остановке копья".

    Однако, получать удары и не быть способным защититься - это не Будо, нельзя в этом случае говорить о Будо. Если солдат не может защитить свою страну, что же тогда будет с мирными жителями? Во время последней войны у Норвегии была тринадцати тысячная армия и восемьдесят самолетов - плачевная ситуация. В тот же период политически нейтральная Швейцария имела армию в 180 тысяч человек, 120 самолетов и еще 120 тысяч более старых, но хорошо обученных солдат. По этой причине Гитлер направился именно в Норвегию.

    БУ страны, БУ каждого ее жителя должно постоянно исповедываться. Образно говоря каждый должен быть постоянно готов отражать любые попытки завоевания и захвата.

    Защищать с винтовкой слабых - вот образ Человека. Однако если есть возможность не использовать оружие, оно не должно быть применено. Никогда не используйте оружие для удовлетворения своего Эго. Хороший сокол когти зря не выпускает.

    В Японии есть два выражения SATSU JINTO: сабля, которая убивает, забирает жизнь и KATSU JIN KEN: сабля, которая дарует жизнь. Суть в том, что сабля одна, а люди ее использующие - разные. Убить в себе желание убить означает спасти кому-то жизнь. Вот что означает KATSU JIN KEN. По-моему, именно это понимание О-Сенсей вкладывал в слово Любовь.

    Буси готов сражаться с кем-то или чем-то, когда угодно и где угодно. Он готов сражаться с любым злом в окружающем мире или внутри себя. Это и есть истинное понимание любви, и применительно к Буси оно будет означать того, кто может применить как SATSU JINTO, так и KATSU JIN KEN для того, кто сам готов убить в случае необходимости. Для того, для кого это пустые слова KATSU JIN KEN не существует.

    То же самое относится и к технике. Для ее освоения нужны долгие тренировки. Только Будо может создать Буси. Мне бы хотелось чтобы вы это осознали.

    С помощью Будо, по средством Будзюцу создаётся сильная личность. Поэтому мы и говорим о Пути Будо, пути отказа от себя для служения. Будо помогает раскрыть Одного, Будо помогает раскрыть Единство, создать Мир между Людьми.

    JINMU - это имя получил первый Император Японии. JIN=Бог, MU=BU, что можно перевести как "Император страны Боевого Искусства". Нам не следует понимать Боевое Искусство как искусство войны. Смысл в том, что Бог и воин это одно целое. Воин принадлежит Богу и, поэтому, владеет боевым искусством. Вот глубинное понимание японцами того, откуда у первого Императора такое имя. Вот истинная суть Будо, предлагающего разрешить противоречие между навыками и умениями, предназначенными для того, чтобы убить и гармоничным, светлым, чистым и справедливым миром. Эти два противоречия создают Единство.

    наверх


    "Айкидо - этикет и передача традиции"

    ВВЕДЕНИЕ

    Японское слово shido можно перевести как направлять, указывать, вести и учить.

    SHI: палец. Этот иероглиф состоит из составных частей обозначающих руку, ложку и рот. Это пальцы руки, доставляющие вкусную еду ко рту.

    DO: этот иероглиф произносится точно также как в словах Айкидо, Дзюдо и др., но пишется с дополнительной чертой в форме руки, как будто кто-то берет другого за руку и ведет его. Этот иероглиф выражает идею "указывания направления".

    Раньше Айкидо называлось Айкидзюцу; Дзюдо называлось Дзюдзюцу или Явара; Кендо - Кендзюцу или Геккендзюцу; Будо - Будзюцу.

    Иероглиф jutsu состоит из слов идти и просо. Он означает путь человека, который скитается по полям в поисках своей дороги. В приложении к воинским искусствам он означает что человек должен постоянно тренироваться, однако это понятие применимо и ко всем другим видам человеческой деятельности. Исходя из этого, иероглиф jutsu выражает идею метода и искусства очень тесно связанного с обучением.

    В Айкидзюцу главными были самостоятельные тренировки и получение удовлетворения от самосовершенствования. Сегодня мы говорим об Айкидо.

    DO обозначает направление и путь, указанное главным. Этот путь ясен и все и каждый может вступить на него. Поэтому для нас всех - тех кто практикует и преподает Айкидо - очень важно желание взять других за руку и направлять их. Только таким образом можно достичь идеала, когда DO-путь и DO-обучение соединятся и будут дополнять друг друга.

    Для того чтобы достичь этого необходимо четко представлять себе куда вести своих студентов, какие методы использовать и на что обращать особое внимание. Вот почему я взялся за написание этой книги.

    наверх


    УЧИТЕЛЬ

    Несомненно, что главное в преподавании Айкидо это быть хорошим учителем. Учитель должен владеть хорошей техникой, а также стремиться к духовному и нравственному прогрессу. Учитель должен "видеть сердцем" и стать примером для своих студентов. Вот некоторые вопросы для размышления:

    Желание

    Изъяны в технике и духовном развитии своих учеников вы должны исправлять как будто это ваши дети или это ваши собственные изъяны. Помогайте им двигаться в правильном направлении и посвятите свою душу и тело этому занятию. Помните, что ничего нельзя достичь без желания.

    Единение со студентами

    Очень важно знать желания и потребности своих студентов, а также то, что им необходимо дать. Вы должны объединить свой дух с духом своих учеников, чтобы улучшать друг друга во время приятных и интенсивных тренировок. Это достижимо только при условии искренней любви к тому что вы делаете.

    Деликатность

    Учить значит учиться, но чтобы учить кого-то учитель должен быть искренним. Необходимо преподавать с такой степенью деликатностью, чтобы каждый студент был счастлив и благодарен вам за полученное знание.

    Идеал и самоуверенность

    Учить значит быть идеалом в техническом и духовном плане, а также прививать своим студентам желание достичь этого идеала.

    Благодарность

    Радуйтесь техническому прогрессу, физическому и духовному развитию своих учеников! Радуйтесь тому, что ежедневные тренировки не сопровождаются большим количеством травм и ссор. Будьте благодарны тому что ваша роль учителя позволяет вам думать, учиться и прогрессировать технически и духовно. Благодарите учеников за то что дали вам возможность прогрессировать.

    Развитие позитивного отношения

    Предпочтительно делать процесс обучения как можно более разнообразным. Однако при этом старайтесь избегать учить сразу всему или только чему-нибудь. Ваши ученики не должны лениться или скучать. Вы должны постоянно давать им новую пищу.

    Новичку очень важно подавить в себе страх перед болью и травмами, которые он может получить во время тренировок. Победить в себе этот страх можно только в случае постоянного поддержания учителем интереса к тренировкам.

    Хорошие отношения между учителями и совместный поиск

    Учителя должны собираться вместе, чтобы поделиться своим опытом и результатами своего поиска. При этом в оценке работы других не должно быть предвзятости или принятия какой-либо одной стороны.

    Невообразимо, чтобы те, кто учит миру и гармонии, враждовали между собой. Проблемы технического исполнения и применяемого усилия не должны вас интересовать. Важным является не усилие прилагаемое для исполнении того или иного технического приема, а следование общим принципам.

    Техника, которую может выполнить только физически сильный человек не интересна для большинства. Не нужно также забывать, что каждая техника имеет множество вариантов исполнения. Выбор того или иного варианта будет зависеть прежде всего от вашего оппонента.

    Правильность понимания и передачи принципов Айкидо

    Нельзя сказать что хороший учитель должен быть только физически сильным и лучшим технически. Преподавание должно основываться на правильном и ясном понимании принципов, которым обучаются ученики.

    наверх


    ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

    Айкидо это аскетическая дисциплина которая показывает человечеству способ самосовершенствования, используя ki-iku, toku-iku, tai-iku (формирование и развитие сущности-KI; мудрости и добродетели-TOKU; тела-TAI). В процессе обучения, включающего и объединяющего тело и дух, происходит уход от расовых и национальных предрассудков и приходит понимание истинной сущности человека.

    Развитие тела

    Движения Айкидо имеют природный характер и полны kokyu-rokyu. Они развивают физическую мощность, улучшают здоровье и красоту тела. Таким же образом движения в Айкидо развивают и оттачивают гибкость, устойчивость внешнему воздействию, реакцию, скорость и др.

    Урок Будзюцу

    Погружаясь в методики "сохранения жизни" вы приобретаете уверенность в себе, спокойствие и мир в душе. В то же время желание что-либо предпринимать, настойчивость и организационные навыки развиваются сами собой.

    Психический аспект

    Необходимо побороть самых больших врагов Будо - гнев, страх, сомнение, нерешительность, презрение и тщеславие, и развивать твердую душу и храбрость. Вы должны ощущать необходимость победы над самим собой. Именно на ежедневных тренировках вы побеждаете усталость и приходите к пониманию того, что только настойчивость и старание позволят вам ощутить вкус победы над трудностями.

    Этикет

    В обществе, где самым главным является техника исполнения, сила и мощь, правила этикета позволяют почувствовать, что существуют ценности, которые необходимо просто уважать. Уважение этих ценностей является обязательным условием существования общества.

    Принципы Айкидо и их применение в обычной жизни

    Принципы Айкидо выражаются в irimi-tenkan, ki, kokyu, двойственности отношения Я - Партнер, многократных атаках и др., которые учат чувству единения, гармонии, любви и мира.

    В Айкидо с помощью тела находит свое воплощение Законы Вселенной. Если Законы Вселенной находят правильное воплощение в теле, то происходит расцвет в технике и здоровье. Если Законы Вселенной находят правильное воплощение в обычной жизни, образовании и работе, то естественно происходит расцвет личности. Если Законы Вселенной находят правильное воплощение в обществе, естественно происходит развитие межличностных отношений и гармонозация. Тогда все человечество, как единая семья, будет действовать ради сохранения мира, чья гармония в настоящее время нарушена.

    наверх


    ЭТИКЕТ И ДИСЦИПЛИНА

    Японская пословица гласит, что Будо начинается и заканчивается поклоном (rei). Дух борьбы становится неуправляемым, если его не контролировать во время тренировки.

    Для того чтобы вести группу занимающихся и при этом избежать серьезных травм и увечий, необходимы правила. Возможно, именно поэтому возникли этикет и правила дисциплины. Борьба без этических правил это не Будо, а схватка животных. Бугэи (военное искусство) и Будзюцу создавались во имя войны. Поклоны же во имя спасенья.

    В поклоны заключены вежливость, любезность, иерархия, уважение и благодарность. Рэиги (Reigi - этикет) - выражение взаимного уважения в обществе. Именно этикет позволяет понять степень уважения одного человека к другому.

    Иероглиф rei состоит из двух частей - shimesu и yutaka.

    Shimesu: божественный дух, который спускается на землю и поселяется в алтаре.

    Yutaka: гора или жертвенная деревянная ваза, в которой находятся емкости доверху заполненные рисом и другими продуктами.

    Соединенные вместе, эти два элемента означаю алтарь, наполненный едой, перед которым во время праздников люди ожидают снисхождения божественного духа.

    Gi: означает человека и порядок и относится к тому, кто являет собой модель. Рэиги, поэтому, первоначально означало порядок проведения священных церемоний. В дальнейшем, после установления иерархичных отношений между людьми во время проведения этих церемоний, это понятие распространилось и на межличностные отношения.

    О-Сенсей постоянно повторял: "Айкидо существует, чтобы все цветы, деревья, птицы, млекопитающие, рыбы и насекомые вплоть до последней мухи имели определенное место". Каждое живое существо, которое знает свое место, знает и себя. Знать себя значит знать цель в жизни, предназначенную тебе небом. Достичь этой цели - значит действовать в соответствии с законами Вселенной, в которых нет места неуверенности и противлению. Это - истинный мир. Человек должен использовать этот космический порядок в качестве модели для построения общества и действовать в соответствии законами Вселенной. Это то, что называется рэйги-дзахо (reigi-zaho). Только соблюдая это правило Человек может возвыситься.

    В семье существует естественная иерархия: дедушка, бабушка, отец, мать, дети и внуки. В армии разделение на ранги происходит в соответствии с выполняемыми функциями: генерал, полковник, командир и пр. То же самое наблюдается и в церкви: Папа, Патриарх, кардинал, епископ. И, конечно же, в Будо тоже существует иерархия: мастер, старший ученик (sempai), младшие ученики и новички, старшие и младшие. Все эти отношения присутствуют в нас одновременно. Правильный этикет предполагает правильное поведение в любой ситуации. Чтобы сохранить порядок необходимо вежливо выразить уважение мастеру, отдать должное положению старших учеников, а также правильно вести себя с учениками и новичками.

    Следование этим правилам является, по моему мнению, единственным условием равновесия и сохранения тех сообществ, о которых мы только что говорили. Мы ранее указывали на то, что во время практики будзюцу происходит усиление агрессии и духа борьбы. Не будем забывать при этом, что сами по себе эти инстинкты лишены нравственности - они существуют и необходимы для выживания и самосохранения. Однако если эти инстинкты не контролировать, то поступки становится жестокими и мы, поэтому, начинаем придираться к слабым и презирать их. Или, наоборот, мы начинаем пресмыкаться перед сильнейшим и, одновременно, его ненавидеть.

    Когда поступки определяются этикетом, создается атмосфера в которой очень легко управлять своими эмоциями. Этикет контролирует ваше "Я" и направляет вашу энергию в позитивную сторону, не позволяя животным инстинктам выйти наружу.

    В религии эмоции контролируются за счет постоянного повторения ритуалов, веками передаваемых от одного поколения к другому. Именно ритуалы позволяют пробуждать религиозные чувства. И чувства эти пробуждаются не только в верующих, но во всех присутствующих при ритуале.

    Движения, выполняемые согласно строгому этикету укрепляют силу духа, позволяют контролировать агрессивность и ведут к обретению внутреннего спокойствия. Все это относится и к происходящему в додзе. С одной стороны занимающиеся, как и наблюдатели, очень хорошо представляют себе мощь и потенциальную опасность, заложенную в выполняемых движениях, но с другой стороны, атмосфера, создаваемая в додзе за счет традиций позволяет обрести контроль над собой. Поэтому мы должны практиковаться, пытаясь обрести контроль над наименее приемлемыми для Будо качествами - страхом, паникой, презрительным отношением к другим и эгоизмом. Только так мы сможем улучшиться как физически, так и духовно. Только те кто выжил, находясь на границе между жизнью и смертью обладают прекрасной техникой. Причина этого в том, что спокойствие, ясность ума и равнодушие, которым обладают эти люди позволяет им правильно оценивать ситуации и действовать целенаправленно. Противоположностью этому является любое проявление бравады, хвастовства и эмоционального возбуждения. Чтобы стать по настоящему сильным необходимо не разучивание техник, а развитие в себе спокойствия и осознанности осуществления любой деятельности.

    Все мы люди, так разве не должны мы мечтать о том, чтобы жить в мире, который бы лелеял свои чада? Некоторые хотят выкинуть все эти правила этикета, как старую мебель. Но это часть человеческой культуры, доставшаяся нам по наследству. И я уверен, что для построения общества, основанного на взаимном уважении, нам все равно, рано или поздно придется вернуться к этикету.

    Возьмем простой пример убирания обуви. Это учит нас классифицировать вещи и расставлять их по местам. Также это помогает достичь внутреннего удовлетворения от созерцания результатов проделанной работы. Выполнение этого действия создает условия и готовит вас к выполнению следующих действий - это основа практики Будо.

    >Мир Рей существует не только для самоудовлетворения. То удовлетворение, которое чувствуют другие, также является частью этого мира. Развитие эстетического восприятия ведет к возникновению желания убрать не только свою, но и чужую обувь, если она находится не на месте.

    Если ваша благодарность младшему ученику будет звучать: "Спасибо за то, что позволил мне сегодня хорошо потренироваться" - он будет счастлив. Если мы благодарим старшего ученика за помощь в проведении тренировки - он будет счастлив. Как и другие вещи, этикет должен быть впитан вами и проявляться в любом жесте. Гротескным при этом будут звучать фразы типа: "Уважай меня, потому что я старший ученик" или "Возведи меня на пъедестал, потому что я твой сенсей". Выражение уважения к старшему ученику не должно провоцироваться с его стороны. Младший ученик должен ощущать внутреннюю потребность выразить уважение старшему ученику. В свою очередь старший ученик должен ощущать потребность в заботе о младшем ученике только потому, что он находится на своем месте, а следовательно заслуживает этой заботы. Дух уважения и благодарности находится в каждом, кто следует этикету.

    Этикет управляет взаимоотношениями. Там где есть этикет, нет необходимости в иерархии. Этикет должен быть выражением гуманизма человека, быть продиктованным его сердцем. Это не простое повторение форм. Если уважение не наполняет ваше сердце, то любая форма окажется лишь пустой безжизненной раковинной. Мы должны уважать личности других. Любые действия, сопровождаемые правилами этикета, воспитывают сострадание и благородство. Я склонен полагать что, именно чувство сострадания ведет к гармонии и миру.

    Для того, чтобы передать этикет и дисциплину будущим поколениям, все эти правила должны быть "выгравированы" в нашем сознании.

    наверх