Кэндзи Томики, 8 Дан Айкидо.

Из книги Кэндзи Томики "Будорон" ("Теория боевых искусств"), Токио, 2000г.
Кэндзи Томкики, 8 Дан: Родился 15 марта 1900г. в префектуре Акита. Окончил Университет Васэда по специальности "политология". В возрасте 10 лет начал заниматься дзюдо, ученик основателя дзюдо Дзигоро Кано. Начал заниматься у Морихэя Уэсибы в 1926г. В 1928г. Кодокан присвоил ему 5 Дан по дзюдо. В мае 1929г. он был заявлен на Императорский турнир как представитель от префектуры Мияги. В марте 1936г. по рекомендации Уэсибы К.Томики уехал в Маньчжурию работать инструктором, позже стал тренером в открывшемся весной 1938г. в Маньчжурии Университете Кэнкоку и возглавил при поддержке Хидэо Оба преподавание айки-будо, которое входило в качестве обязательного предмета в учебную программу. 11 февраля 1940г. Морихэй Уэсиба удостоил Томики (первым из учеников) 8 Дана по айкидо. В апреле 1958г. К.Томики учредил Клуб айкидо Университета Васэда. В 1964г. Кодокан присвоил ему 8 Дан по дзюдо. Кроме того, он был членом преподавательского коллектива АЙКИКАЙ Хомбу Додзё вплоть до начала 60-х годов. Опираясь на идеи Дзигоро Кано по созданию дзюдо, К.Томики разработал стиль Томики айкидо, включающее состязания. С момента создания в 1954г. Факультета физического воспитания Университета Васэда он был его профессором. К.Томики является автором многочисленных исследований и книг по айкидо, дзюдо, самообороне. Он был первым председателем Японской Ассоциации Айкидо - организации, созданной в 1974г. для руководства движением Томики айкидо, а также членом Совета директоров Кодокан. Умер 25 декабря 1979г.

Процесс обучения в традиционных боевых искусствах можно разделить на три стадии: "Сю", "Ха", "Ри".

На стадии "Сю" ученик сосредотачивает все силы на многократном повторении традиционных "форм" - ката. Необходимо строго придерживаться формы, не упуская из виду ни одной детали и не допуская произвольных отклонений. Благодаря усердной практике ката первоначально формируются правильные индивидуальные особенности ученика. Затем эта индивидуальность естественно и неизбежно разрывает форму и выходит наружу. Это уже следующая стадия - "Ха". Далее наступает последняя стадия - "Ри", когда в процесс обучения активно включается духовное начало. Достигается неограниченная свобода и универсальность движений. На этой стадии при отрыве от формы - форма не рушится. Можно сказать, что, изучив форму, мы преодолеваем ее, но при этом, как говорит пословица: "Если войдешь через правило, от правила не отступишь".

Возникновение ката происходило следующим образом: благодаря многократному повторению удачные приемы закреплялись в определенной форме, становились традицией и, впоследствии, образцом для младших учеников. С помощью ката показывают порядок, масштаб и скорость движений в приеме, обучают ритмичности и распределению силы. Благодаря этому физическая сила обучающегося приобретает техническое оформление.

Техника боевых искусств требует единения всех душевных сил. Место обитания этих сил - точка "сэйка тандэн" (точка в нижней части живота, считается средоточием силы, здоровья, храбрости), а в физическом смысле - центр тяжести тела. Сохранять силу означает сохранять центр тяжести; внешне это выражается в соблюдении правильной позы. Но ката заключается не только в соблюдении этих условий, это еще и наиболее типичная техника, выкристаллизовавшаяся из множества приемов, чистая, абсолютная форма.

Изучить ката означает не просто изучить форму движений, необходимо еще и наполнить ее силой. Сила приходит благодаря постоянному повторению ката. Ката, доведенная до совершенства и исполненная силы, благородна и прекрасна. Ее красота - это не красота видимая, присущая танцу или театральному представлению, это единство красоты и пользы, красоты и силы.

Ката представляет собой квинтэссенцию техники, сформированную из опыта и приемов множества предшественников. Поэтому ученик должен терпеливо практиковать ката и через эту форму изучить и воспринять дух техники. Такой подход к тренировке является важной особенностью японских будо.

Осознание ценности всех традиционных форм - искусства каллиграфии, гравюры, танца, театра Кабуки и Но, икэбаны, чайной церемонии - и усердное изучение ката являются отличительными чертами тренировок в японских будо. Вся красота, заключенная в этих традиционных искусствах Японии, - простота, чистота, сокровенная глубина, саби (прелесть старины, изящная простота), благородство, утонченность, - рождается из уважительного и бережного отношения к форме. Таким образом, отличительные черты будо как искусства нужно искать именно в этом уважении к форме.

Однако, в отличие от других искусств, в самой природе техники будо заключена идея угрозы жизни, идея опасности. К тому же, в процессе обучения, стремясь разрушить форму и действовать свободно и творчески, ученику необходимо объективно оценить свои силы, проверив их на противнике. Немало человеческих жизней было принесено в жертву этой необходимости. Известные древние мастера - основатели школ кэндзюцу и дзюдзюцу, рисковали жизнью именно в силу этой необходимости. Даже в эпоху Эдо (1603-1867гг.), когда было запрещено бессмысленно подвергать опасности чужую жизнь, нападения на прохожих на улице, с мечом или голыми руками, чтобы проверить свои силы, не прекращались как раз по этой причине.

Именно для того, чтобы, не создавая опасности для жизни и здоровья ученика, все-таки практиковать свободную технику и объективно оценивать себя и свои силы, во второй половине эпохи Эдо было изобретено искусство бокуто кэндзюцу (кэндзюцу с деревянным мечом) и мидарэгэйко (свободная техника) в дзюдзюцу. Однако, хотя эти методы и стали одним из способов тренировки, в центре обучения боевым искусствам всегда оставались ката.